"Трагическую" симфонию Малера исполнит Российский национальный оркестр

Камерный Хор Московской консерватории

 
 
Камерный Хор Московской Консерватории

 

 
Концерт в Рахманиновском Зале консерватории

 

 
Концерт в Рахманиновском Зале консерватории

 

 
Концерт в Рахманиновском Зале консерватории

 

"Трагическую" симфонию Малера исполнит Российский национальный оркестр

17 апреля 2009 года в Концертном зале имени П.И. Чайковского, в рамках абонемента №12 Московской Филармонии выступит Российский национальный оркестр.

Коллектив впервые будет сотрудничать с одним из крупнейших дирижёров Европы — британским маэстро Марком Элдером, завоевавшим серьёзную репутацию как и в области симфонического дирижирования, так и в оперном театре. Оперные ангажементы Элдера включают постоянные выступления в Metropolitan Opera (Нью-Йорк), Парижской опере, Covent Garden (Лондон), на Байройтском фестивале. Только за последние два года Элдер неоднократно приглашался такими авторитетными коллективами как Берлинский филармонический оркестр, Чикагский и Бостонский филармонический оркестры, Лондонский филармонический оркестр, "Оркестр Века Просвещения" (Лондон) и др.

В репертуаре Марк Элдер особое внимание уделяет австро-немецкой музыке XIX-XX столетий. Для своего российского дебюта Элдер избрал одну из самых сложных симфоний Малера — Шестую.

Интересна история создания Шестой симфонии. Написана она была в 1903-04 и создавалась в самый счастливый период жизни композитора: триумфально шли постановки в Венской опере, которой он руководил, он женился на первой венской красавице Альме Шиндлер (Малер), одна за другой у них родились две дочери. Летом, когда он писал музыку, пребывал в идиллии на даче в окружении семьи, природы и книг (читал переписку Вагнера с Матильдой Везендонк, "Исповедь" Л. Толстого). А в 1904 вдруг закончил вокальный цикл "Песни об умерших детях", чем сильно испугал жену.

После же завершения Шестой симфонии вся жизнь для композитора фатально перевернулась: он покинул пост дирижёра Венской оперы, умерла дочь, у него появился порок сердца, ставший впоследствии причиной и его смерти. Музыка словно предсказала этот трагический поворот судьбы.

Шестой симфонии Малер первоначально дал название "Трагическая", потом от него отказался. Причину он раскрывает в одном из писем: "Название... было попыткой как раз дать немузыкантам отправную точку и путеводитель для восприятия. Что это мне не удалось (как я ни старался) и только привело ко всяким кривотолкам, стало мне, увы, ясно слишком скоро... Отныне я окончательно отказываюсь комментировать свои сочинения, анализировать их или давать какие-либо подсказки". В оркестровку композитор ввёл удары молота, символизирующие удары рока.

Симфония колоссальна по оркестровой мощи: увеличен состав струнных, духовых (в частности, 8 валторн, 6 труб, 4 тромбона), ударных, введены 2 арфы. Ещё более грандиозна она по продолжительности — 80 или более минут.

Замечательный дирижёр, один из лучших интерпретаторов малеровской музыки Биллем Менгельберг писал о Шестой: "В ней передана потрясающая драма в звуках, борьба героя, гибнущего в страшной катастрофе". Малер ответил Менгельбергу: "Сердечно благодарю Вас за Ваше любезное письмо... Большое утешение — услышать слова подлинного и глубокого понимания…".

Симфония была впервые исполнена 26 мая 1906 года в Эссене под управлением автора.



Сайт управляется системой uCoz