Консерватория отметит 75-летие Альфреда Шнитке концертом

Камерный Хор Московской консерватории

 
 
Камерный Хор Московской Консерватории

 

 
Концерт в Рахманиновском Зале консерватории

 

 
Концерт в Рахманиновском Зале консерватории

 

 
Концерт в Рахманиновском Зале консерватории

 

Консерватория отметит 75-летие Альфреда Шнитке концертом

6 ноября 2009 года, в пятницу в 19.00 в Малом зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского состоится концерт, посвящённый 75-летию со дня рождения Альфреда ШНИТКЕ (1934-1998). Вход свободный.

Исполнители:
— Ирина ШНИТКЕ (фортепиано)
— Александр ИВАШКИН (виолончель)
— Святослав МОРОЗ (скрипка)

В программе:
— ШНИТКЕ — Соната для скрипки и фортепиано №1
- Соната для виолончели и фортепиано №1
- Соната для фортепиано №2
- Звучащие буквы (Klingende Buchstaben), для виолончели соло
- Мадригал памяти Олега Кагана, для скрипки соло
- Трио для скрипки, виолончели и фортепиано

В этом году исполняется 75 лет со дня рождения одного из наиболее значительных музыкальных деятелей второй половины XX века — Альфреда Гарриевича Шнитке. В залах Консерватории звучат самые разные сочинения композитора — снискавшие мировую известность и исполняемые впервые.

На концерте, в исполнении Ирины Шнитке, Александра Ивашкина и Святослава Мороза прозвучат камерные сочинения, два из которых написаны специально для этих исполнителей. Вторая соната для фортепиано была впервые исполнена и посвящена Ирине Шнитке. Вдова композитора, пианистка, широко известная в Европе и Америке, по праву считается одним из лучших интерпретаторов произведений Альфреда Гарриевича. Сочинение "Klingende Buchstaben", что в переводе с немецкого означает "звучащие буквы", было написано специально для Александра Ивашкина. В основе пьесы лежит монограмма имени виолончелиста — Alexander: A-E-A-D-E. А Святослав Мороз исполнит Мадригал памяти великого скрипача и своего наставника Олега Кагана.

СПРАВКА

Ирина ШНИТКЕ родилась в Ленинграде. Своё музыкальное образование начала в возрасте шести лет и позже окончила Российскую Музыкальную Академию имени Гнесиных в Москве. Её учителями были Яков Флиер, Анна Шкловская и Леонид Брумберг. Репертуар Ирины Шнитке включает важнейшие фортепианные сочинения ХХ века: от Шостаковича и Стравинского — до Шнитке.

Альфред Шнитке посвятил ей несколько сочинений. Ирина была первой исполнительницей таких его сочинений как: "Вариации на один аккорд", Вторая фортепианная соната, Вторая виолончельная соната (с М. Ростроповичем), Третья скрипичная соната (с М. Лубоцким), Фортепианное Трио (с М. Лубоцким и М. Ростроповичем), Концерт для фортепиано в четыре руки и оркестра (с В. Постниковой), "Ностальгическая музыка" и "Эпилог" (с М. Ростроповичем).

Ирина Шнитке выступает с концертами в России, Германии, Англии, Голландии, Австрии, Швеции, Японии, Италии, Греции, Финляндии, США, Австралии, Франции, играя как солистка и в ансамбле с ведущими солистами и оркестрами, а также записывается на компакт-диски для фирм Chandos, Naxos, ЕМI, Erato, Sony.

Святослав МОРОЗ родился в семье музыкантов. Его мать — виолончелистка Наталия Гутман, бабушка — пианистка, выпускница Московской консерватории по классу фортепиано Генриха Нейгауза, Мира Яковлевна Гутман, прадед — скрипач Анисим Берлин, прабабушка — Л. Буракинская, ученица Йозефа Иоахима. С 5 лет Святослав начал учиться игре на скрипке. Его наставником был Олег Каган. К нему в Московскую консерваторию по классу скрипки Святослав поступил в 1984 г. По окончании Московской консерватории продолжил обучение в Парижской консерватории у Жерара Пуле.

С. Мороз играл со Святославом Рихтером, Олегом Каганом и Мстиславом Ростроповичем. Он продолжает активную концертную деятельность в сотрудничестве с Клаудио Аббадо, Юрием Башметом, Борисом Березовским, Элисо Вирсаладзе, Наталией Гутман, Виктором Третьяковым и др.. Святослав выступал в крупнейших залах мира — Карнеги Холл, Линкольн-центр и Меркин холл в Нью-Йорке, театр Ля Фениче в Венеции, Большой зал Московской консерватории; выступал и выступает с ведущими оркестрами мира — Берлинским филармоническим, Бухарестским филармоническим, Симфоническим оркестром Сан Пауло (Бразилия), Бёрнским симфоническим оркестром (Швейцария), Оркестром Варшавского Радио, ведущими оркестрами России. Он — постоянный участник крупнейших международных музыкальных фестивалей, таких как Kухмо в Финляндии и фестиваль памяти Олега Кагана в Германии и в Москве. Преподавал в России (Москва) и в Германии. С 2000 г. преподаёт в США и является художественным руководителем Международного музыкального фестиваля "Классика в горах" ("Classic on the Mountains") (Mohonk, штат Нью Йорк, США). Святослав выпустил несколько компакт дисков на фирмах "LiveClassics" and Parnassus Records.

Александр ИВАШКИН концертировал более чем в 40 странах мира на пяти континентах, выступая в крупнейших залах с лучшими оркестрами Европы, России, Америки, Канады, Австралии, Южной Африки и Новой Зеландии.

Ивашкин — один из немногих виолончелистов (наряду с М. Ростроповичем и Н. Гутман), для которых Шнитке писал свои сочинения. Музыкант — постоянный участник крупнейших международных музыкальных фестивалей. Он работал со многими выдающимися композиторами ХХ века: Дж. Кейджем, Дж. Крамом, М. Кагелем, К. Пендерецким, Э. Денисовым, С. Губайдулиной, Г. Канчели, Р. Щедриным, А. Кнайфелем. Александр Ивашкин записал более 40 дисков, включая все виолончельные сочинения Прокофьева, Шостаковича, Рахманинова, Рославца, Черепнина, Шнитке, Канчели для крупнейшей английской фирмы Chandos. Виолончелист является профессором Лондонского Университета и директором Центра русской музыки в Лондоне, а также художественным руководителем международного конкурса виолончелистов имени Адама и фестивалей камерной музыки в Лондоне.

В 2004 году А. Ивашкин впервые исполнил Виолончельный концерт Брамса (оригинальную версию того, что впоследствии стало Двойным концертом) в родном городе композитора — Гамбурге и позднее в Москве, в Большом зале консерватории, и в Санкт-Петербурге, с Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром филармонии. В 2007-2009 гг. Ивашкин играл "Солнечное песнопение" Губайдулиной в Лондонском Barbican Centre с оркестром и хором BBC, концерт Шумана — в Голландии, оба концерта Шостаковича — в США, Тройной концерт Бетховена — в Амстердамском Концертгебау, Симфонию-Концерт Прокофьева — в Новой Зеландии, выступал в Канаде и Азербайджане как виолончелист и дирижёр. В 2009 г. Ивашкин исполнил также новую версию виолончельного концерта Пендерецкого "Лярго" под управлением композитора, играл "Семь Слов" Губайдулиной с камерным оркестром Il Nostri Tempi на фестивале композитора во Флоренции (в присутствии автора) и в конце ноября примет участие в фестивале музыки Шнитке в Лондоне, исполняя его Второй Виолончельный кoнцерт в Ройял Фестиваль Холле с Лондoнским Филармоническим оркестром под управлением Владимира Юровского.

Александр Ивашкин опубликовал несколько книг о Шнитке (включая много раз переиздававшиеся в разных странах "Беседы с Альфедом Шнитке").



Сайт управляется системой uCoz