В Консерватории пройдёт концерт к 75-летию Шнитке

Камерный Хор Московской консерватории

 
 
Камерный Хор Московской Консерватории

 

 
Концерт в Рахманиновском Зале консерватории

 

 
Концерт в Рахманиновском Зале консерватории

 

 
Концерт в Рахманиновском Зале консерватории

 

В Консерватории пройдёт концерт к 75-летию Шнитке

3 ноября 2009 года, во вторник в 19.00 в Малом зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского, в рамках абонемента №6 "Музыкальное наследие ХХ века" состоится концерт к 75-летию Альфреда Шнитке.

Исполнители:
Алёна БАЕВА (скрипка)
Александр РУДИН (виолончель)
Владимир СКАНАВИ (фортепиано)
В программе:
I отделение:
— ШНИТКЕ — Соната 1955 для скрипки и фортепиано (Первое исполнение в России)
- Соната № 2 (Quasi una Sonata) для скрипки и фортепиано (1968)
II отделение:
— ШНИТКЕ — Соната для виолончели и фортепиано (1978)
- "Эпилог" (1993)

75-летие со дня рождения Альфреда ШНИТКЕ — повод вновь перелистать страницы творчества композитора, в известной мере репрезентирующие беспокойные метания в искусстве прошлого столетия. Примечательно, что для исполнения камерной музыки Шнитке, которая прозвучит 3 ноября в Малом зале Консерватории, соединились музыканты разных поколений: пианист Владимир СКАНАВИ и виолончелист Александр РУДИН — те, кто лично был знаком с композитором, "вырос" на его творчестве, — и скрипачка Алёна БАЕВА, для которой эта музыка — уже свершившийся факт, устоявшаяся классика.

Стилистическая контрастность, частным случаем которой является цитирование, была в искусстве всегда. Но в XX веке "игра" чужими стилями становится основой художественной концепции сочинений. Творчество Шнитке — яркий тому пример.

Камерная музыка Шнитке, в которой развиваются традиции лирико-психологического искусства, прежде всего Д. Шостаковича, наглядно демонстрирует эволюцию стиля и композиторского письма Шнитке: от авангардных экспериментов ранних лет, увлечение додекафонией, потом — полистилистикой. Но в какой бы технике ни работал Шнитке, он всегда стремился метафорически выразить всю сложность человеческого бытия, и даже смех его был "сквозь слёзы".

Программа концерта выстроена в хронологическом порядке: от юношеской Скрипичной сонаты (это будет российская премьера) до одного из последних опусов мастера — "Эпилога" для виолончели, фортепиано и звукозаписи (1993) из балета "Пер Гюнт", бесконечного Adagio, оказывающегося апокалипсическим откровением о человеке ХХ века.

А. Любимов представит программу из произведений Сильвестрова и Пярта

6 ноября 2009 года, в пятницу в 19.00 в Рахманиновском зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского, в рамках абонемента №26 "Выйти за пределы, прикоснуться к реальности" неутомимый пропагандист новой музыки Алексей ЛЮБИМОВ представит программу "Пение мира о самом себе", состоящую из сочинений Валентина СИЛЬВЕСТРОВА и Арво ПЯРТА.

Исполнители:
— Валентин СИЛЬВЕСТРОВ (фортепиано)
— Алексей ЛЮБИМОВ (фортепиано)
— Камерный хор "Духовное возрождение". Дирижёр — Лев КОНТОРОВИЧ
— Московский камерный оркестр "Musica Viva". Дирижёр — Александр РУДИН
В программе:
I отделение:
— СИЛЬВЕСТРОВ — Духовные хоры (1995-2007) — Российские премьеры:
- Диптих(1995)
- Двi рiздвянi колисковi (2006)
- Два духовных пiснеспiва (2003)
- Два псалма Давида (2007)
- Алiлуя (2006)
- Двi духовнi пiснi (2006)
- "Багатели" для фортепиано
II отделение:
— ПЯРТ — "Tintinnabuli" № 1: "Алина" (1976) для фортепиано
- Симфония № 4 "Los Angeles" для струнного оркестра, арфы, литавр и ударных
(2008).

При разности композиционных приёмов, этих авторов объединяет особое отношение к звучащей материи, к музыкальному времени, поискам духовных координат.

Объединение в первом отделении Багателей и Духовных хоров Сильвестрова неслучайно. Сам композитор признавался, что "…моя хоровая музыка возникла из багателей. Это песни без слов для фортепиано. Однажды они зазвучали в уме, как Аллилуйя..."

А на вопрос, что означает термин "мета-музыка", используемый Сильвестровым, он ответил так: "Это музыкальные метафоры, символическая музыка. Паузы, прикосновения, особый тон создают этому тексту символизм. В принципе, любой человеческий язык — условный. Можно витиевато говорить и ничего не сказать, а можно одно слово сказать, но с особой интонацией, и оно будет более ёмкое, чем вся конструкция. В музыке это возможно. Я хочу передать бережное отношение к звуку, когда каждый звук, даже самый простой, рождается сейчас на наших глазах. С точки зрения музыкальной теории, такие созвучия уже были. Да, всё было: и листья были, и розы были. Но каждый раз слово то же самое, а роза новая".

Творчество Арво Пярта будет представлено очень известным опусом — "Tintinnabuli" № 1: "Алина" для фортепиано, созданном в 1976 году, а также одним из последних его сочинений — Симфонией № 4. В середине 1970-х Пярт пришёл к новому стилю, основанному на простейших звуковых элементах — трезвучии и движении по тонам диатонического звукоряда, который назвал tintinnabuli (лат. "колокольчики") и охарактеризовал как "бегство в добровольную бедность". Стиль tintinnabuli был развит им в многочисленных партитурах, проникнутых смиренным и возвышенным религиозным духом.

Перед концертом в Конференц-зале с 17.30-18.30 состоится встреча-дискуссия с авторами и исполнителями.



Сайт управляется системой uCoz