"Музыкальное обозрение" назвало "События и персоны" 2009 года

Камерный Хор Московской консерватории

 
 
Камерный Хор Московской Консерватории

 

 
Концерт в Рахманиновском Зале консерватории

 

 
Концерт в Рахманиновском Зале консерватории

 

 
Концерт в Рахманиновском Зале консерватории

 

"Музыкальное обозрение" назвало "События и персоны" 2009 года

В начале наступившего года по традиции газета "Музыкальное обозрение" подводит итоги года минувшего. События и персоны-2009. Рейтинг "МО".

События года:
— Назначение Валерия Гергиева председателем Оргкомитета XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

— Присуждение Государственной премии РФ в области культуры и искусства художественному руководителю и главному дирижёру Уральского академического филармонического оркестра Дмитрию Лиссу и генеральному директору Свердловской филармонии Александру Колотурскому.

— Концерты Симфонического оркестра Баварского радио под управлением Мариса Янсонса в Москве и Санкт-Петербурге. Феерические, беспримерные выступления, явившие российской публике высшее проявление мастерства и одухотворённости, абсолютное единение оркестра и дирижёра, совершенную симфоническую культуру, идеал, к которому надо стремиться. Марис Янсонс — гордость российской культуры, возглавляющий два из шести лучших оркестров мира: амстердамский "Концертгебау" и оркестр Баварского радио.

— Премьера оперы Александра Чайковского "Один день Ивана Денисовича" в Пермском театре оперы и балета.

В рейтинге "События и персоны 2009 года" газеты "Музыкальное обозрение", в номинации "Фестиваль года", назван первый фестиваль актуальной музыки "Другое пространство", который организовала и провела Московская филармония (художественный руководитель Александр Чайковский, директор Марина Абрашова). В течение трёх дней практически с утра до вечера в режиме нон-стоп прозвучали свыше 60 произведений современных композиторов.

Событием года назван спектакль "Один день Ивана Денисовича", поставленный в Пермском театре оперы и балета по опере художественного руководителя МГАФ Александра Чайковского. Впервые в России написана и поставлена опера по произведению великого писателя А.И. Солженицына. Композитор и вся постановочная группа (режиссёр Георгий Исаакян, дирижёр Валерий Платонов, художник Эрнст Гейдебрехт) создали грандиозный спектакль-событие колоссального этического звучания и духовного воздействия, повествующий о драматических страницах российской истории XX века, о трагических судьбах миллионов наших соотечественников.

Также в числе лауреатов "МО" за 2009 год:

— Директор года — Илья Кияненко, директор Саратовского театра оперы и балета. Представитель немногочисленного элитного руководящего корпуса, усилия которого обеспечивают успешную деятельность музыкальных театров. Опытнейший менеджер, возглавляющий театр более четверти века. Блестящий организатор музыкальной и культурной жизни города и региона.

— Хормейстер года — Вячеслав Подъельский, главный хормейстер Новосибирского театра оперы и балета, за выдающийся вклад в развитие хорового искусства, блестящие достижения в оперной и концертной деятельности на протяжении последних лет.

— Композиторы года — Юрий Каспаров и Владимир Тарнопольский, за пропаганду современного музыкального искусства. Оба композитора — создатели и руководители ведущих ансамблей современной музыки, организаторы фестивалей и концертов новой музыки, преподают в Московской консерватории. Их творчество широко известно в мире.

— Фестиваль года: "Другое пространство" — первый фестиваль актуальной музыки. (Художественный руководитель Александр Чайковский, директор Марина Абрашова). Продолжая линию на поддержку современной музыки, газета объявила событием года форум, который организовала и провела Московская филармония.

Новая номинация в рейтинге "МО" — "Новое поколение", направленная на поддержку молодых музыкантов. Первыми лауреатами в этой номинации стали: Борис Андрианов — виолончелист, продюсер, обладатель Премии Правительства РФ за 2009 год за проект "Поколение звёзд. Молодые музыканты — регионам России", и Рэм Урасин — пианист, представляющий российской публике в 2009-2010 годах проект "Фредерик Шопен. Полное собрание сочинений в 11 концертах" к 200-летию великого композитора.

— Книги года: Лариса Кириллина. "Бетховен. Жизнь и творчество". Первая за 70 лет русскоязычная монография о Бетховене, изданная Московской консерваторией. Новое прочтение биографии великого классика;

"Летопись жизни и творчества В.И. Сафонова" (составители Леонид Тумаринсон и Борис Розенфельд). Первая полная летопись жизни выдающегося музыканта, одного из самых прогрессивных ректоров Московской консерватории, при котором был построен Большой зал, прослуживший русскому искусству более 100 лет без капитального ремонта.

Оригинально отметило "МО" спектакль Большого театра "Воццек", назвав лучшей частью этого проекта буклет: как мини-энциклопедию оперы Альбана Берга и эпохи, в которую жил композитор и создавалось это гениальное сочинение.

Рейтинг "События и персоны года" газета "Музыкальное обозрение" учредила в 1995 году. За 15 лет в число "Персон года" вошли более 250 выдающихся композиторов, исполнителей, дирижёров, музыкальных деятелей, педагогов, музыковедов, менеджеров, продюсеров, режиссёров, журналистов, министров, губернаторов, мэров.

Лауреатами газеты становились государственные и общественные организации, театры, филармонии, ансамбли, оркестры, спектакли, фестивали, книжные и нотные издания, фирмы звукозаписи, издательства, телеканалы, значимые события музыкальной жизни. Среди лауреатов — И. Архипова, Ю. Башмет, В. Берлинский, Г. Вишневская, В. Гергиев, C.Губайдулина, Ю. Лужков, Н. Петров, М. Плетнев, Г. Рождественский, Э. Россель, М. Ростропович, В. Спиваков, Ю. Темирканов, В. Третьяков, Т. Хренников, Р. Щедрин, А. Эшпай и другие.

Звание лауреата "МО" — единственная специализированная профессиональная награда в России в области академической музыки. Её масштабы практически безграничны как по жанровому охвату (представлены все жанры академической музыки), так и по географическому (вся территория России).

СПРАВКА

На фоне ставших уже привычными фестивалей современной музыки I фестиваль "Другое пространство", состоявшийся в Московской филармонии 16-18 марта 2009 и посвящённый музыке от середины ХХ века до наших дней, оказался особым событием.

Его территорией стало "другое пространство" в буквальном смысле: Камерный зал филармонии, за последние два года ставший постоянной площадкой для исполнения современной музыки, и "Трюм Мейерхольда", принявший первых слушателей именно теперь. Помещение, предназначавшееся для монтирования механизмов раздвижной сцены и позже функционировавшее как буфет, идеально подошло для создания того самого "другого пространства", где исполнители и слушатели практически не отделены друг от друга.

Концерты начинались днём и шли в режиме non-stop до позднего вечера. За три дня прозвучало свыше 60 произведений, в первую очередь, российских композиторов, в исполнении ведущих музыкантов Москвы, Петербурга, Киева. Общая длительность концертов составила около 20 часов. Судя по высокому уровню исполнения, по суммарному художественному результату и по энтузиазму публики и музыкантов, не ослабевавшему на протяжении трёх дней, форум удался. Фестиваль представил музыку молодых авторов в контексте классики последних десятилетий, в самых разных жанрах и стилях. Убедительно заявили о себе два композиторских объединения: "Пластика звука" и чуть более старшее поколение композиторов — "Сопротивление материала" ("СоМа"). И если первым, возможно, отчасти повредило увлечение электроникой, то вторые представили вполне зрелую программу "Открытая репетиция", вскоре с большим успехом повторенную в Берлине на фестивале MaerzMuzik. Не менее интересны были "смешанные" вечера, где наряду с сочинениями ныне живущих авторов звучали опусы классиков новой музыки Яниса Ксенакиса, Лучано Берио, Галины Уствольской и других.

С тех пор, как в 2003 Московскую филармонию возглавили Алексей Шалашов и Александр Чайковский, политика Министерства культуры и филармонии в отношении поддержки современной музыки стала гораздо более последовательной. Убедительным итогом этих усилий и стало "Другое пространство", следующая экспозиция которого планируется на май 2010 года.

Александр Чайковский. "Один день Ивана Денисовича". Опера в двух действиях по повести А.И. Солженицына. Спектакль Пермского театра оперы и балета. Режиссёр-постановщик Георгий Исаакян, музыкальный руководитель и дирижёр Валерий Платонов, сценограф Эрнст Гейдебрехт. Премьера 16 мая 2009.

Необычайное духовное воздействие — то, благодаря чему, прежде всего, спектакль Пермского театра оперы и балета стал колоссальным событием. Имя Александра Солженицына на афише послужило тем камертоном, который изначально определил значение спектакля (великий писатель, крайне отрицательно относившийся к перенесению своих произведений на сцену, в кино и т.д., незадолго до смерти в своём письме-ответе на обращение к нему Г. Исаакяна благословил режиссёра на постановку), придал ему высокое этическое звучание.

Тема сталинских репрессий до сих пор остаётся актуальной в России. И есть особая символика в том, что впервые на русской оперной сцене она зазвучала именно в Пермском крае, одном из самых страшных мест ГУЛага, где последние лагеря для политических узников были ликвидированы в конце 1980-х. В этом смысле опера А. Чайковского и спектакль Г. Исаакяна, по словам присутствовавшей на премьере Н.Д. Солженицыной, "…это то, в чём нуждаются ушедшие, и в чём нуждаемся сегодня мы. Да, мы не сидим в лагере, но мы плохо устраиваем свою жизнь. Мы остались на пепелище после жуткого ХХ века, и всё, что может помочь нам принимать правильные решения и делать правильные поступки, — благодетельно".

Но опера и спектакль — не только, и даже не столько об этом. Г. Исаакян: "Мы изначально не хотели делать спектакль об ужасах лагерной жизни. Мы… ощущали это произведение как историю непреодолимого, экзистенциального одиночества человека в мире, в пространстве… И вот из таких ощущений и размышлений возникла история "Ивана Денисовича" как история одиночества. Как история индивидуального предстояния перед небом, если хотите… Это первично. А то, что с ним в реальности происходило, уже другое дело".

Постановка оперы А. Чайковского на пермской сцене привлекла огромное внимание. И это был тот редкий случай, когда оценки критиков были единодушными. Все они отметили блестящий успех композитора: и абсолютно адекватное воплощение подлинного текста повести, и точнейшим образом выстроенную музыкальную драматургию, и великолепную оркестровку, и удивительное единство стиля, сотканного из, казалось бы, малосочетаемых элементов (от барочной чаконы до "деревенских" тембров домры и баяна; от старинных духовных песнопений — до интонационных перекличек с Шостаковичем и Малером; от цитаты из прокофьевского "Ивана Грозного" — до мотивов из массового "музыкального словаря" 1930-40-х). Была отмечена редкостная гармония всех составляющих постановки: режиссуры, сценографии, работы художника по свету (Сергей Мартынов); прекрасной работы хора, который Н.Д. Солженицына назвала "потрясающим" (хормейстер Владимир Никитенков) и солистов, прежде всего, Павла Брагина (Иван Денисович Шухов) и Татьяны Полуэктовой (жена Шухова). "…Все компоненты спектакля срослись, гармонизировали и дополняли друг друга: зрелище выходило цельное, монолитное и органичное… Новый спектакль " пожалуй, лучшая работа Пермского театра за последнее десятилетие. Точный и мощный культурный ход, выдвинувший театр на авансцену общественного внимания" (Г. Садых-заде, "Невское время").

Премьера оперы "Один день Ивана Денисовича", несомненно, стала одним из самых значимых не только музыкальных, но и культурных событий года. Спектакль выдвинут на соискание Национальной театральной премии "Золотая Маска" в 7 номинациях: опера-спектакль, опера-работа режиссёра, опера-работа дирижёра, опера-мужская роль, опера-женская роль, работа композитора в музыкальном театре, работа художника в музыкальном театре.



Сайт управляется системой uCoz