"Симфония тысячи участников" будет исполнена в СПб Филармонии

Камерный Хор Московской консерватории

 
 
Камерный Хор Московской Консерватории

 

 
Концерт в Рахманиновском Зале консерватории

 

 
Концерт в Рахманиновском Зале консерватории

 

 
Концерт в Рахманиновском Зале консерватории

 

"Симфония тысячи участников" будет исполнена в СПб Филармонии

28 ноября 2010 года, в воскресенье в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича будет исполнена грандиозная Восьмая симфония ("Симфония тысячи участников") МАЛЕРА.

В ней примут участие: Академический Симфонический Оркестр филармонии, Хор студентов Спб.консерватории, Петербургский камерный хор, хор студентов Спб.университета, хор мальчиков Хорового училища имени М.И. Глинки, солисты — Ольга ТРИФОНОВА, Людмила ДУДИНОВА, Ольга САВОВА, Наталья ЕВСТАФЬЕВА, Август АМОНОВ, Алексей МАРКОВ и Пётр МИГУНОВ. Дирижёр — Александр ДМИТРИЕВ.

Сто лет назад, 12 сентября 1910 г., в Мюнхене впервые прозвучала Восьмая симфония Густава Малера, получившая впоследствии броское название "Симфонии тысячи участников". Сам автор никогда не боялся замахнуться на огромное и вечное: "Представьте себе, что вселенная начинает звучать и звенеть. Поют уже не человеческие голоса, а кружащиеся солнца и планеты". Не удивительно, что именно в этой симфонии, которую великий композитор называл своей лучшей работой, развёрнута основная этическая идея Малера, понимающего музыку как одну из высших сил воздействия на личность и общество.

Восьмую симфонию Густава Малера венчает четверостишие из второй части "Фауста" Гёте; возможно из-за этого её часто ставят рядом с Девятой симфонией Бетховена с её финальной "Одой к радости". По мысли композитора, Восьмая симфония должна была стать возвышенной одой человеку, его творческому духу, одой красоте и гётевской "вечной женственности".

Первоначально Малер собирался посвятить Восьмую симфонию немецкому народу. Но отказался от этой мысли. Композитор ограничился скромным посвящением на титульном листе партитуры: "Моей любимой жене Альме Марии".

Агентство "Ореанда-Новости" является генеральным информационным спонсором Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича.

Первый концерт "с сюжетом" будет посвящён ницшеанству в музыке

10 октября 2010 года, в воскресенье в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича, первый концерт из нового цикла "Концерты с сюжетом" даст достаточно пищи для сердца и ума чутких слушателей, ибо тема его — Ницше и ницшеанство в музыке — является пробным камнем интеллектуальных баталий на протяжении последнего столетия.

Если симфоническая поэма "Так говорил Заратустра" Рихарда Штрауса стала своего рода классическим шлягером благодаря начальному мотиву, многократно растиражированному в заставках телепередач, то "Месса Жизни" Фредерика Дилиуса, что прозвучит вслед за Штраусом, практически неизвестна петербургскому слушателю; в северной столице она будет исполнена впервые.

Английский композитор, Ф. Дилиус творил на рубеже XIX и XX веков. Его жизнь была полна причудливых поворотов: он жил в Америке, изучал негритянский фольклор; много лет творчески был связан с Норвегией и Данией, дружил Э. Григом, Б. Бернсоном, Г. Ибсеном. Перебравшись во Францию, Дилиус попадает под влияние импрессионизма. В то же время Фредерик Дилиус был, возможно, самым преданным из всех композиторов, обращавшихся к творчеству Ницше.

"Я считаю Ницше единственным свободным мыслителем современности и самым мне симпатичным; одновременно то же могу сказать о нём как о поэте. Он чувствует Природу. Сам я не верю ни в какую доктрину, кроме как в Природу и в великие силы Природ". Эти слова Дилиуса из письма к Ф. Хезелтайну от 27 июля 1912 г. могут служить ключом к "Мессе Жизни". Текст мессы, написанной для солистов, хора и оркестра, был составлен другом композитора, дирижёром Фрицем Кассирером (при непосредственном участии самого Дилиуса) из избранных фрагментов "Заратустры".

Первое знакомство с творчеством Ницше было для Дилиуса настоящим откровением. Это произошло в конце 1880-х годов, во время его поездки в Норвегию. Дилиус прочёл "Заратустру" на одном дыхании, будучи не в силах оторваться от книги. Через два года, в 1898 г., Дилиус написал пять песен на стихи Ницше из "Весёлой науки" и положил на музыку "Ночную песнь Заратустры". Это одноимённое произведение для солирующего баритона с оркестром позже стало частью "Мессы жизни" (1904-1905) — одного из самых значительных произведений композитора.

Программа из произведений Р. Штрауса и Ф. Дилиуса, объединённая сюжетом "Так говорил Заратустра" Ф. Ницше, прозвучит в Большом зале филармонии в исполнении Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и хора Смольного собора под управлением Александрв ТИТОВА. Солист — Игорь ГОЛОВАТЕНКО. О сюжетах рассказывает Самуил ЛУРЬЕ, один из самых известных российских литераторов и эссеистов, лауреат премии Вяземского, действительный член Академии русской словесности, член жюри многих литературных премий.



Сайт управляется системой uCoz