Цикл "Концерты с сюжетом" СПб Филармония представит 10 октября

Камерный Хор Московской консерватории

 
 
Камерный Хор Московской Консерватории

 

 
Концерт в Рахманиновском Зале консерватории

 

 
Концерт в Рахманиновском Зале консерватории

 

 
Концерт в Рахманиновском Зале консерватории

 

Цикл "Концерты с сюжетом" СПб Филармония представит 10 октября

10 октября 2010 года, в воскресенье в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича, первый концерт из нового цикла "Концерты с сюжетом" даст достаточно пищи для сердца и ума чутких слушателей, ибо тема его — Ницше и ницшеанство в музыке — является пробным камнем интеллектуальных баталий на протяжении последнего столетия.

Если симфоническая поэма "Так говорил Заратустра" Рихарда Штрауса стала своего рода классическим шлягером благодаря начальному мотиву, многократно растиражированному в заставках телепередач, то "Месса Жизни" Фредерика Дилиуса, что прозвучит вслед за Штраусом, практически неизвестна петербургскому слушателю; в северной столице она будет исполнена впервые.

Английский композитор, Ф. Дилиус творил на рубеже XIX и XX веков. Его жизнь была полна причудливых поворотов: он жил в Америке, изучал негритянский фольклор; много лет творчески был связан с Норвегией и Данией, дружил Э. Григом, Б. Бернсоном, Г. Ибсеном. Перебравшись во Францию, Дилиус попадает под влияние импрессионизма. В то же время Фредерик Дилиус был, возможно, самым преданным из всех композиторов, обращавшихся к творчеству Ницше.

"Я считаю Ницше единственным свободным мыслителем современности и самым мне симпатичным; одновременно то же могу сказать о нём как о поэте. Он чувствует Природу. Сам я не верю ни в какую доктрину, кроме как в Природу и в великие силы Природ". Эти слова Дилиуса из письма к Ф. Хезелтайну от 27 июля 1912 г. могут служить ключом к "Мессе Жизни". Текст мессы, написанной для солистов, хора и оркестра, был составлен другом композитора, дирижёром Фрицем Кассирером (при непосредственном участии самого Дилиуса) из избранных фрагментов "Заратустры".

Первое знакомство с творчеством Ницше было для Дилиуса настоящим откровением. Это произошло в конце 1880-х годов, во время его поездки в Норвегию. Дилиус прочёл "Заратустру" на одном дыхании, будучи не в силах оторваться от книги. Через два года, в 1898 г., Дилиус написал пять песен на стихи Ницше из "Весёлой науки" и положил на музыку "Ночную песнь Заратустры". Это одноимённое произведение для солирующего баритона с оркестром позже стало частью "Мессы жизни" (1904-1905) — одного из самых значительных произведений композитора.

Программа из произведений Р. Штрауса и Ф. Дилиуса, объединённая сюжетом "Так говорил Заратустра" Ф. Ницше, прозвучит в Большом зале филармонии в исполнении Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и хора Смольного собора под управлением Мартина БРАББИНСА (Великобритании). Солист — Игорь ГОЛОВАТЕНКО. О сюжетах рассказывает Самуил ЛУРЬЕ, один из самых известных российских литераторов и эссеистов, лауреат премии Вяземского, действительный член Академии русской словесности, член жюри многих литературных премий.

Мартин БРАББИНС заступил на должность главного приглашённого дирижёра Королевской Фламандской филармонии в сентябре 2009 года. Художественный руководитель Челтнемского Международного фестиваля музыки (2005-2007), помощник главного дирижёра Шотландского симфонического оркестра BBC (1994-2005). После изучения композиции в Лондоне и курса дирижирования в классе Ильи Мусина в Ленинграде, началась его карьера — Браббинс получил Первую премию на конкурсе дирижёров в Лидсе (1988). С тех пор музыканта регулярно приглашают все крупные оркестры Великобритании и Европы, в частности: Германии, Голландии, Бельгии и стран Скандинавии. В сезоне 2009-10 дирижёр много времени уделяет опере: открыл сезон Фламандского оперного театра оперой "Воццек", дирижировал Бирмингемским ансамблем современной музыки в новом музыкально-театральном сочинении Дэвида Соуера.

75-я годовщина со дня рождения сэра Питера Максвелла Дэвиса была отмечена исполнением его оперы "Трактирщик" ("Taverner") с Шотландским симфоническим оркестром BBC, и исполнена мировая премьера нового сочинения Раскатова "Собачье сердце" (режиссёр Саймон Макберни) в Нидерландской опере на Голландском Фестивале, где Браббинс стал постоянным участником. Кроме того, планируется возвращение в Гамбург для исполнения оперы "Смерть в Венеции", которая с большим успехом прошла в Лионской опере в мае 2008 года. Браббинс также дирижировал в Немецкой опере в Берлине, в Английском национальном и Северном оперных театрах; во Франкфуртской опере, где в 2010 году также запланированы его выступления.

Известный своими тактовками Элгара, Бриттена и Уолтона, Браббинс также тяготеет к романтикам XIX века, к русскому и французскому репертуару. Мартин Браббинс — один из ведущих дирижёров современной музыки в Европе. Работал с коллективами: Лондон-Симфониетта, Ensemble Modern и Бирмингемский ансамбль современной музыки (Birmingham Contemporary Music Group); 1999-2004 — дирижёр серии концертов Филармонического оркестра "Музыка сегодня". Кроме того, выступал с оркестром Баварского радио в серии концертов Musica Viva и в этом сезоне запланировано выступление с Немецким симфоническим оркестром на фестивале "Ультразвук" (Ultraschall).

Записи Браббинса пользуются большим спросом. Вышло более 30 дисков с BBC Шотландским симфоническим на Hyperion, постоянно выходят диски компании Chandos Records. Были выпущены CD с музыкой современных английских композиторов: Бертуисла, Бедфорда и Финисси для NMC; Рахманинова и Скрябина для Collins Classics и "живая" запись Военного реквиема Бриттена для Naxos. Его запись "Катрин" Корнгольда с Концертным оркестром BBC для компании СРО получила Оперную премию в Каннах. Браббинс начал запись серии CD "Бельгийская романтическая музыка" для Hyperion Records. Первым стал диск с сочинениями Мортельманса, эта запись получила высокую международную оценку. Мартина Браббинса представляет агенство Intermusica.



Сайт управляется системой uCoz