ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ

ГЛАВНАЯ

ФЕРЕНЦ ЛИСТ

СЕРГЕЙ РАХМАНИНОВ

ПИАНИСТЫ

ТОП 20

ССЫЛКИ

МОЯ ФОНОТЕКА

ЭТО Я

КОНЦЕРТНЫЕ ОБРАБОТКИ С. КУРСАНОВА

НОВОСТИ


ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ И ЕГО СУПРУГА ВАНДА ТОСКАНИНИ ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ
ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ

ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ

Я не оригинален, потому что мой любимый пианист - Владимир Горовиц.
Несомненно, он был самым популярным пианистом в XX веке и армия его
поклонников насчитывает многие десятки тысяч пианистов и просто страстных
любителей музыки.
Я провожу очень много времени изучая и исследуя его жизнь и творчество
посредством книг, публикаций, а главное записей, но чем дальше, тем больше
убеждаюсь, что музыкантам - его современникам и последователям не под силу
разгадать загадку этого "Сфинкса". Горовиц - это явление в мире музыки
сравнимое с Пеле в футболе, с Джорданом в баскетболе, Пирамидой Хеопса,
Великой Китайской Стеной, Фаустом и Евгением Онегиным.
У Горовица не было того, а точнее ему не было присуще то, что могло
заставить восхищаться человека не очень близкого к пианизму, как к
направлению в музыке. У него была не самая потрясающая память. Иосиф
Гофман, например, прослушав 30-страничный сложнейший нотный текст 3 раза,
мог не занимаясь и без предварительного проигрывания исполнить вешь без
ошибок.
У Горовица был не самый обширный репертуар. Многие его коллеги-пианисты
переиграли за свою карьеру во много раз больше.
Да, у Горовица не лучшая техника в истории пианизма. Послушайте раннего
Гилельса, Чиффру, Хамелина, того же Гофмана.
Горовиц не самый изощренный и креативный мастер транскрипций. Годовский -
больший выдумщик. Чиффра - больший технарь и фокусник. Хамелин - больший
академик.
Горовиц ошибался. Но когда он играл неверную ноту, он заставлял её звучать
так, чтобы можно было клясться на крови, что так как играет он - лучше, чем
в оригинальном тексте.

Но никто и никогда не сможет сравниться с Горовицем по силе и степени
воздействия его игры на эмоции человека. Его игра может перехватывать
дыхание, заставлять смеяться, плакать, бояться, трястись, хвататься за
голову.

У многих пианистов, после прослушивания Горовица появляется желание
закрыть крышку своего инструмента навсегда. Но большинство начинают
штурмовать рояль с удесятеренным стремлением, включают в репертуар
произведения, которые играл Горовиц, пытаются говорить его "музыкальным
языком".

Очень немногие в этом преуспели.

Транскрипции Горовица играют Володось, Кулешов, Кемпфф...



Я очень долго думал как, в какой форме построить статью о Горовице. Надо
было сделать это так, чтобы её не было скучно читать. И я решил просто
излагать факты в сжатой, почти конспектной форме.

Горовиц родился 1.10.1903 г. в Киеве в довольно богатой еврейской семье.
Его отец, Симеон ( но Горовица называли в России Владимиром Самойловичем),
был талантливым инженером электриком, а дядя по отцовской линии учился у
Александра Скрябина. Его учителями были Сергей Тарновский и Феликс
Блуменфельд. С Тарновским, который был ненамного старше, Горовиц не сошелся
характером и со скандалом расстался. Позже, в США, когда Горовиц был уже
очень знаменит, он всячески отвергал знакомство и какую бы то ни было связь
с Тарновским, тоже эмигрировавшим в США, что несомненно обеспечило бы
последнему успех и большую славу "учителя самого Горовица".

Дэвид Дюбаль, известный американский музыковед, слышавший игру Тарновского,
утверждает, что тот был хорошим пианистом.

А начинал Володя заниматься у Пухальского - авторитетнейшего в то время
педагога фортепиано и одного из учеников Лешетицкого.

Одним из сильнейших впечатлений юного Горовица, было выступление Иосифа
Гофмана.
Впервые он услышал и почувствовал, какое грандиозное воодушевление может
вызвать великий пианист.

Жизнь странствующего пианиста-виртуоза сводила Горовица с многими
выдающимися коллегами-современниками.
Артур Шнабель присутствовал на одном из Санкт-Петербургских концертов
молодого Горовица и был покорен его абсолютной виртуозностью. Шнабелю
принадлежит высказывание (о Горовице): "Он получеловек - полупианино".
Наряду с Европейскими гастролями совершенствование мастерства под
руководством именно Шнабеля было одной из официальных причин отъезда
Горовица за рубеж в 1925 году.

В конце 20-х годов Горовиц познакомился с Рудольфом Серкиным, австрияком
Русского происхождения. Они играли друг для друга и оба были в восторге.
Горовиц - от глубины и простоты Серкинского Бетховена, а Серкин - от огня и
пиротехники Шопеновских баллад.

На одном из выступлений Горовица довелось побывать Клаудио Аррау с матерью.
После выступления мать Аррау, обычно очень критично отзывавшаяся о других
исполнителях сказала сыну: "Тебе надо больше заниматься, он играет лучше
тебя".



Сайт управляется системой uCoz