Music page

доли


Инструмент, о котором будет идти речь, ведёт свою родословную из Дагестана. Он распространён среди всех горских народностей как Предкавказья, так, в особенности, и Закавказья. Тем не менее, история этого барабана отнюдь не столь бедна, как это могло бы показаться в первую минуту. Под именем dhol или dohol этот инструмент был уже известен курдам и персам, а под именем dhol или dhola жителям Бенгалии. В Грузии чаще всего его называют просто доли, а в Армении доль, доход или дол. Но тут же любопытно заметить, что доли или доль ведёт своё происхождение с незапамятных времён, и название этого барабана, ныне сохранившееся ещё в бенгальском наречии, встречается уже в санскритском языке. Разновидностями доли является Dholaka, и маленький доль - Dholkl или Dholaki, как производное от Dholaka.

В нынешнее время доли или далабанди распространён в странах Ближнего Востока и есть ни что иное, как прямой барабан, выдолбленный из невысокого обрубка дерева с обтянутыми кожей краями. Играют на доли чаще всего пальцами, а иногда довольно длинными палочками с небольшими утолщениями на концах, причём верхняя часто бывает более увесистой и немного изогнутой, а нижняя - тонкой. Высота доли не превышает обычно тринадцати дюймов, тогда как поперечник срезов, примерно на полтора-два дюйма больше. Длина палочек чаще всего соответствует ширине поперечника инструмента, но обычно они оказываются чуть короче. Народные музыканты Закавказья пользуются долем различно. Чаще всего они подвязывают его на перевязи и играют с обеих строи, а иногда зажимают локтем и играют обеими руками только с одной стороны его. Если долем пользуются по всем .правилам искусства, то на верхнюю сторону приходится обычно сильный удар с ударением, а на нижнюю - слабый и более сухой. При желании получить более лёгкий и красивый удар исполнитель пользуется руками, причём ладонь соответствует сильному удару, а пальцы - слабому. В народных оркестрах, а вернее, просто в сочетании с зурнами, когда звучность требуется сильная и звонкая, на доле играют палочками. Напротив, при участии дудуки на доли играют всегда только ладонью и пальцами, дабы получить звучность более мягкую и изысканную.

Два разных бенгальских доля или доли, соединённые своими основаниями вместе, по своему устройству очень напоминают известный уже тимплипито. В Индии этот инструмент получил название Yordghayl и во время игры при помощи перевязи одевается на шею исполнителя, который бьёт по правому, большему долю палочкой, а по левому, меньшему - пальцами. Совсем, как в Армении при игре на обыкновенном доле.

В странах Закавказья доли, так же как и тим-плипито является непременным участником местных народных оркестров, но "в данном случае только не «сазандари», а мезурнэ. Так по ту сторону Кавказа называли странствующих музыкантов, игравших на дудуки и доли. Подобное соединение состоит обычно из трёх музыкантов, из которых двое играют на дудуки или чаще на зурне, а третий на доли. Русское определение зурначи вполне тождественно понятию мезурнэ, хотя и не очень любимо местными музыкантами, видящими в этом названии для себя чуть ли что-то не обидное. Третий музыкант в таком соединении является не только исполнителем на доли и вполне независимым музыкантом, но на нём, в сущности, удерживается вся острота музыкального исполнения. Доли богат своим весьма привлекательным и необычайно красивым звуком и возможностью отвечать малейшим намерениям исполнителя, изобретательность которого вообще не знает никаких пределов. Если бы мезурнэ довольствовались только одними дудуки или зурнами, то они никогда не смогли бы покорить сердца своих восторженных слушателей. Своему успеху они обязаны почти исключительно обладателю доли и его исполнительскому искусству.


[на предыдущую страницу]
Сайт управляется системой uCoz