Music page

сафаиль


Его называют различно. В Средней Азии среди местных музыкантов он известен под именем сапаи. Более строго, и если отбросить присущую жителям Средней Азии склонность к искажениям арабо-фарсидских слов, он известен под именем сафаи. Среди русских музыкантов его название укоренилось уже в виде более благозвучного, но этимологически не совсем правильного - сафаиль. Суть дела отнюдь не меняется и сафаиль остаётся очень забавной первобытной побрякушкой, ведущей своё происхождение от древне-египетского систра. Впрочем, это только вполне допустимое предположение. Вполне возможно, что подлинным родоначальником сафаиля является или малайский систр «pay-pay», сделанный из раздвоенного вверху куска бамбука, между зубцами которого защемлена палочка с четырьмя наложенными друг на друга скорлупками кокосового ореха, и применяемый туземцами при рыбной ловле для вспугивания рыб, или абиссинский «дзанадзэль», представляющий собою железный, медный, серебряный и даже золотой открытый сверху и согнутый в виде полуэллйпса жезл, между концами которого, увенчанными деревянными зажимами, укреплены две поперечные палочки. Каждая такая палочка снабжена кольцом, делящим её на три равные части,- подробность, чрезвычайно близкая средне-азиатскому сафаилю.

Наконец, в Китае, в провинции Синь-дзян, сафаиль под местным названием са-ба-и или са-па-и широко известен среди живущих здесь веками уйгуров и узбеков.

Современный узбекский, а вернее - уйгурский сафаиль состоит из двух деревянных палочек, довольно длинных и хорошо отточенных. Длина таких палочек достигает обычно двенадцати дюймом и верхняя часть соединена двумя железными кольцами из витой переплетённой проволоки. Эти кольца с наружной стороны унизаны маленькими металлическими колечками, а с обратной стороны пропущены сквозь приделанные к спинке палочек ушки. Благодаря этому они вполне свободно вскидываются вверх и отбрасываются вниз по плоскости палочек, увлекаемые в том и другое случае тяжестью колечек, количество которых в общей сложности колеблется между двадцатые пятью и тридцатью двумя. В том месте, где эта маленькие колечки с наружной стороны соприкасаются с палочками, вделаны металлические пластинки. О них-то при встряхивании палочками и ударяются колечки, производя позвякивающий, шуршащий и шелестящий звук. Во время игры, для воспроизведения звука, исполнитель пользуется тремя способами. Во-первых,-лёгкое встряхивание инструмента, при котором кольца как бы шелестят. Условно это может быть обозначено нотами с хвостиками вниз. Во-вторых,-сильный рывок инструмента вверх и вниз, вызывающий резкий удар больших колец с нанизанными на них маленькими колечками о металлическую пластиночку на палочках. Условно это может быть обозначено нотами с хвостиками вверх. И, наконец, третий приём,- это удар всем инструментом о плечо исполнителя. В этом последнем случае получается шелестящий удар колец, в сущности, очень сходный по звуку с двумя предыдущими способами исполнения. Условно этот удар может быть обозначен нотой с крестиком над ней.

Алексей Козловский, применивший впервые сафаиль в своей ферганской сюите Лола,, несколько иначе советует нотировать сафаиль или как его называют узбеки, «сапаил». Его письмо таит в себе известную наглядность и потому не только облегчает исполнение, но и при чтении партитуры дает полное представление об авторском замысле В соответствии с его предложением, шелест металлических колец от сотрясения инструмента при броске от себя - он пишет нотой над ниткой. Звук удара большого кольца о дерево, при броске инструмента к себе он обозначает нотой на нитке Наконец, удар по плечу исполнителя выражается нотой под ниткой со знаком ударения или без него. Однако, представляется более разумным этот последний способ исполнения изображать нотой на нитке, а удар кольца при броске на себя нотой под ниткой. Вот, как всё сказанное будет выглядеть в нотной записи. Оно, несомненно, проще и нагляднее первого способа, а некоторая необычность нотописи - пока ещё не принятая условность Нужно приложить немного усилия, привыкнуть к ней и через каких-нибудь пять минут она не кажется уже режущей глаз. Всякое усовершенствование, преследующее одну только цель,- наглядность и ясность,- должна быть встречена с полной доброжелательностью. Само собою разумеется, при игре на сафаиле необходима некоторая сноровка, иначе исполнитель легко может задеть кольцами по лицу, и повредить себе руки, если он будет держать не совсем правильно инструмент Поэтому, лучше всего посмотреть, как играют на сафаиле и с какою ловкостью управляют им местные музыканты Для незнакомых с этими приемами игры музыкантам достаточно посоветовать держать верхний конец сафаиля, по возможности, дальше от шеи,- на самой крайней точке ключицы, а рукой-удерживать палочки инструмента в самом их низу При соблюдении таких предосторожности исполнитель может быть уверен в точности воспроизведения данного ритмического рисунка

Сафаиль, как и всякий иной шумящий инструмент Востока, имел по преимуществу религиозное значение Поэтому, именно странствующие дэрвиши являются и преимущественными исполнителями на нем Но в Узбекистане сафаилем пользовались и асе странствующие музыканты и, в первую очередь,- уличные певцы и вожаки учёных медведей, обезьян и коз

Курт Закс несколько шире подходит к этому вопросу и считает, что сафаиль прежде всего есть инструмент странствующих, вернее,- вообще кочующих народов. Но теперь едва ли это доподлинно точно, если принять во внимание, что в современных Средне-Азиатских республиках «кочующих народов» не осталось. Нельзя же, в самом деле, считать кочевниками местных чабанов, по роду своего занятия вынужденных в течение года десятки раз менять своё местожительство. Да и их излюбленным инструментом в таких странствованиях оказывается вовсе не сафаиль, а скорее всего самодельная дудочка «сыбызгы» Сейчас сафаиль прочно проник в местный народный оркестр, где исполняет с полным достоинством возложенные на него обязанности. Нужно только отдать ему должное-его звучность не располагает, к сожалению, достаточной силой и для того, чтобы сафаиль был надлежащим образом оценён, в оркестре должно быть несколько инструментов и чем больше, тем лучше.

Но как-же поступить, если в оркестре совсем не окажется сафаилей? Совершенно равноценной замены сафаиля найти не представляется возможным, и если возникает вопрос о «заменителе», то ими могут оказаться маленькие бубенчики и бубны, при условии, чтобы их звучность при встряхивании не очень сильно напоминала природные особенности этих последних. Ясно, что инструменты именно с таким отличием найти не так просто, вследствие чего и самая замена может оказаться в действительности весьма относительной. К такому затруднению необходимо быть готовым. Но при всех обстоятельствах следует осудить явно вводящие в заблуждение неудачные советы заменять сафаиль «тамбуринами». Сафаиль нельзя заменить тамбуринами. В лучшем случае его можно заменить бубнами, ибо «тамбурин» есть провансальский барабан, не имеющий в своём распоряжении ни одной побрякушки, столь приятно отличающей достоинства бубна.


[на предыдущую страницу]
Сайт управляется системой uCoz