Music page

тимплипито


За рубежом этот очаровательный закавказский инструмент, если он там только встречается, известен лишь в качестве особой редкости какого-нибудь «Этнографического Музея». Курт Закс, упоминая об этом инструменте в своих «лексиконах», говорит о нём, как о Dimplipipo или Dimplipito, тогда как на Кавказе его знают под названием диплипито и тимблипито, о чём, между прочим, достаточно ясно упоминается в известных «Трудах Музыкально-Этнографической Комиссии». Но каким образом могли проникнуть в русское издание «Музыкального Словаря» Хуго Римана (Riemann, 1849-1919) искажённые его названия - димпилипито и тимпилипито,- остаётся невыясненным. Из всего сказанного легко придти к выводу, что наименование, установленное в русских партитурах и с точки зрения «русского уха» есть, несомненно, лучшее по звучанию, хотя быть может и не совсем правильное, если верить его грузинскому происхождению. Д. И. Аракишвили (1873-1953) указывает, что в Грузии и по-грузински его всё-таки называют диплипито, тогда как тимплипито остаётся его более простым и облегчённым русским произношением.

Некоторые армянские писатели, как например И. Е. Попов (1858-1917), при описании сазандари упоминают об ударных инструментах, входящих в их состав, и самый обыкновенный «тимплипито» называют «нагарой» или табилибито. Это в значительной мере сходится с тем, что делается или вернее-делалось поблизости. Так, персы, курды и арабы этот древний ударный инструмент именуют просто словом наккара, а в старом Тифлисе его звали искажённым словом нарара, что в конечном итоге подразумевает всё тот же общеизвестный «тимплипито», у которого, как видно, так много похожих друг на друга и близких по созвучью наименований.

Итак, родина тимплипито - Ближний Восток, а точнее Персия, Грузия, Азербайджан и близлежащие страны Средней и Малой Азии.. Своё происхождение он ведёт от древне-бенгальского барабана нагара, представляющего собою род туземных литавр - глиняного горшка, обтянутого кожей, и, в сущности говоря, является просто сдвоенной нагарой значительно только меньших размеров.

Устройство этих маленьких азиатских или, как их ещё иногда называют - кавказских литавр, не имеет ничего общего с устройством обыкновенных барабанов. Скорее всего они могут напомнить игрушечные литавры, медные полушария которых заменены двумя глиняными горшочками, обтянутыми тонкой козлиной кожей или пузырём быка. Оба горшочка, обычно разных размеров, тесно соединены между собой кожаными ремешками и живописно раскрашены яркими цветами. Высота горшочков чаще всего не подчинена никаким уставам и всецело зависит от личных намерений строителя. В такой же зависимости находится и отношение большего горшочка к меньшему - оно вполне произвольно, и дело музыканта подобрать для себя наиболее подходящий размер инструмента. Но лучшими из них должно признать самую крупную разновидность тимплипито, как более всего пригодную для применения в оркестре. По некоторым грузинским и немецким источникам высота обоих горшочков более или менее заметно отличается друг от друга, хотя на самом деле маленький горшочек почти никогда не бывает ниже большего. Разница в полудюйме - это уже редкость. Различие между горшочками заключается лишь в поперечнике среза горшочка и, следовательно, в объёме звучащей поверхности кожи. Поперечник большого горшочка обычно приближается к девяти дюймам, а поперечник малого - едва ли достигает шести.

Несколько суховатая, чуть пощёлкивающая звучность тимплипито отличается совершенно удивительной окраской и ни с чем не сравнимой прелестью. Играют на этом инструменте двумя тоненькими деревянными палочками, выточенными наподобие «козьих ножек», а иногда просто пальцами, и в соответствии с музыкальным рисунком пользуются одним или двумя горшочками. Тут же любопытно заметить, что для настройки инструмента музыканты пользуются подогреванием горшочков, а европейцы-лёгким увлажнением кожи водой. Оба горшочка начинают тогда издавать звук, находящийся в отношении близком к квинте. В симфоническом оркестре оба эти способа не очень уместны, хотя и вполне возможны. На Востоке и, в частности, в Грузии, тимплипито принимает постоянное участие в оркестрах сазандари, Эти народные оркестры состояли чаще всего из четырёх музыкантов-персов, игравших на тари, чианури, дайре и тимплипито. Если нет пятого участника оркестра - .певца, то его обязанности исполняет обычно дайрист.

Определение «тимплипито», как уже было замечено, не совсем точно. Оно было впервые введено в 1894 году Ипполитовым-Ивановым в его партитуру Кавказских эскизов. Местное название - димплипито или тимблипито менее звучно, и, вероятно, только потому совершенно не привилось в оркестровом обиходе. Ипполитов-Иванов, воспользовавшись этим инструментом во второй части своих Кавказских эскизов, называет его Piccoli Timpani orientali, н пишет для него .ноты на пятилинейном стане с явным желанием подчеркнуть разделение его партии между двумя горшочками. В соответствии с этим, нижний звук, изображённый в виде fa, предназначен для большего горшочка, а верхний в виде do-для меньшего.

То же самое и с большей наглядностью легко может быть достигнуто условным направлением штилей - хвостики вниз всегда подразумевают игру на большом горшочке, а хвостики вверх - на малом, или первые можно писать ниже нитки, а вторые выше, что вполне равноценно и ничуть не менее наглядно.

При отсутствии и этой чисто внешней условности можно принять исполнение всех сильных или относительно сильных долей такта на большом горшочке, а всех слабых - на маленьком. Впрочем, композитору нет большой нужды заботиться о таких тонкостях. Исполнитель обычно сам легко разбирается в намерениях автора и наилучшим образом решает предложенную ему задачу.

Возможности применения тимплипито в симфоническом оркестре, к сожалению, весьма ограничены. Особенности инструмента и условия его происхождения таковы, что они, прежде всего, требуют восточной музыки в наилучшем значении слова. Но и эта музыка должна быть живой, подвижной, а лучше всего - просто стремительной. Поэтому, весьма удачным применение тимплипито может оказаться именно в пляске, где оба горшочка одинаково необходимы. В таком случае на долю большего горшочка придутся все сильные времена такта, а на долю меньшего - все мелкие ноты.

Особенно широко в симфоническом оркестре тимплипито было использовано в первом тридцатилетии XX столетия, когда этому инструменту уделили внимание такие музыканты, как Ипполитов-Иванов и Василенко. Вот ряд таких выписок. Две из них принадлежат перу Василенко - большого знатока музыки народов Востока, понимающего толк в звучании местных ударных инструментов и хорошо ими пользующегося. Одна заимствована из балета Иосиф Прекрасный, где тимплипито участвует в качестве ритмической поддержки «Танца невольника и невольницы», а другая встречается в сюите Советский Восток в той её части, которой предпослано дополнительиное наименование «Узбекистан».


[на предыдущую страницу]
Сайт управляется системой uCoz