|
Московский Пасхальный Фестиваль: как это было и как это будет
Московский Пасхальный фестиваль, основанный по инициативе Художественного руководителя — главного дириж`ра Мариинского театра маэстро Валерия Гергиева и Мэра Москвы Юрия Лужкова, практически сразу занял значительное место в культурной жизни России.
Благословленный при рождении в мае 2002 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, за годы своего существования Фестиваль из московского вырос в национальный. Фестиваль продолжает традицию Пасхальных музыкальных форумов, проходящих во всём мире.
За девять лет Фестиваль завоевал репутацию одного из наиболее масштабных и значимых музыкальных событий России и Европы. По мнению российских и международных СМИ, Фестиваль ежегодно становится кульминацией московского музыкального сезона, привлекая крупнейших мировых звёзд, представляя разнообразные и насыщенные программы, и уделяя большое внимание благотворительным проектам. В 2003 году при поддержке Президента Российской Федерации Владимира Путина Фестиваль стал Всероссийским.
Московский Пасхальный фестиваль проходит ежегодно при поддержке Мэра Москвы Юрия Лужкова, Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, Министерства культуры Российской Федерации и с благословения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Афиша Фестиваля, в первый год представлявшая всего 20 концертов, достигла внушительных размеров — ежегодно в рамках музыкального форума проходит от 100 до 120 концертов и премьер. Входящий в десятку лучших оркестров мира, Симфонический оркестр Мариинского театра под руководством маэстро Валерия Гергиева в рамках Фестиваля представляет в Москве и регионах России выдающиеся концертные и оперные программы.
В первые годы Фестиваля были заложены основы, определившие дальнейшие тенденции его развития, теперь превратившиеся в традиции: благотворительность, образование и просветительство. Реализуются эти направления посредством программ: симфонической, хоровой, камерной, звонильной, а также специальных проектов в Москве и регионах.
Симфоническая программа, начинавшаяся выступлением Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева в 5 регионах, к началу IX Московского Пасхального фестиваля насчитывает, не включая Москву, уже 25 городов. Это Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Владикавказ, Краснодар, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Ульяновск, Ижевск, Ханты-Мансийск, Тольятти, Самара, Великий Новгород, Череповец, Ярославль, Кострома, Пермь, Петрозаводск, Мурманск, Беломорск, Киев и Ереван. И в некоторых городах оркестр уже побывал трижды!
За годы существования Московского Пасхального фестиваля в нём приняли участие несколько тысяч исполнителей из Европы, Америки и Азии. На Фестивале выступали величайшие музыканты, известные во всём мире, причём многие из них — впервые в России: Анна Нетребко (сопрано), Ольга Бородина (меццо-сопрано), Денис Мацуев (фортепиано), Вадим Репин (скрипка), Юрий Башмет (альт), Михаил Плетнёв (фортепиано), Владимир Галузин (тенор), Брин Терфель (бас-баритон Великобритания), Ланг Ланг (фортепиано, Китай), Владимир Фельцман (фортепиано, США), Виктория Муллова (скрипка, Австрия), Николай Цнайдер (скрипка, Дания-Израиль), Леонидас Кавакос (скрипка, Греция), Миша Майский (виолончель, Бельгия), Мари-Элизабет Хэккер (виолончель, Германия), Александр Торадзе (фортепиано, США), Ефим Бронфман (фортепиано, США), Кун Ву Пек (фортепиано, Южная Корея-Франция), хор и оркестр старинных инструментов Collegium Vocale Gent (Бельгия) под управлением Филиппа Херрвега, Кельнский камерный хор и оркестр Collegium Cartusianum (Германия) под управлением Петера Нойманна, прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина и многие другие.
Хоровая программа начиналась в 2002 году в Москве с участия 7 хоровых коллективов. В 2003 году хоровые выступления прошли уже в 6 городах России. На сегодняшний день хоровая программа Фестиваля охватывает уже 21 город. Артисты выступали в Подольске, Серпухове, Зарайске, Муроме, Ростове Великом, Твери, Туле, Ярославле, Владимире и Суздале, Смоленске и Вязьме, Кашире, Александрове, Коломне, Калуге, Можайске, Дмитрове.
В 2010 году события программы пройдут в 14 Московских Храмах и 9 Концертных площадках Москвы, а также в 17 регионах России: Зарайск, Серпухов, Дмитров, Коломна, Тула, Калуга, Владимир, Александров, Суздаль, Тверь, Муром, Ярославль, Егорьевск, Люберцы, Нижний Новгород. В этом году хоровая программа впервые выходит за пределы России. 8 и 9 мая в столице Литвы — Вильнюсе Фестиваль будет представлен хором Мариинского театра.
В рамках Камерной программы в 2003 году состоялись выступления Ларисы Гергиевой, Анатолия Кузнецова, Екатерины Семенчук, Андрея Илюшникова в 7 городах России: Костроме, Ярославле, Тюмени, Вологде, Омске, Томске, Северске. В прошлом году артисты Академии молодых певцов Мариинского театра объехали 9 городов. Среди них впервые концерты камерной музыки прозвучали в Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке, Мирном. В этом году концерты и мастер-классы камерной программы пройдут в Якутске, Мирном, Тольятти, Нерюнгри, Мурманске и Ханты-Мансийске.
В 2002 году в рамках Звонильной программы впервые с 1917 года в Москве появились вереницы колокольных звонов, передававших эстафету от одного храма к другому, звуча в разных районах исторического центра Москвы. Звонильная программа Фестиваля охватывает теперь 70 храмов Москвы и Петропавловский собор Санкт-Петербурга.
За девять лет Фестиваль стал крупнейшим музыкальным событием в культурной жизни столицы, охватив сразу несколько областей музыкального искусства: от концертов симфонической музыки до храмового песнопения. Кроме того, москвичи познакомились со старинными Пасхальными звонами в исполнении лучших российских звонарей.
Московский Пасхальный фестиваль ежегодно вносит существенный вклад в музыкальную культуру, приобщая россиян к высокому искусству, возвышая ценность духовного, высокого, вечного. В фестивальных программах удачно соединились религиозный праздник и торжественное светское мероприятие. А благотворительное, образовательное, просветительское и, впоследствии, региональное направления сделали этот музыкальный форум уникальным Всероссийским явлением.
Московский Пасхальный фестиваль во время своего прохождения в столице ещё не имел порядкового номера. "Первым" он стал именоваться постфактум: благодаря огромному общественному резонансу, вызванному музыкальными событиями мая 2002 года, фестиваль было решено проводить ежегодно. Каждый Пасхальный фестиваль посвящён творчеству великих композиторов-классиков русской и мировой культуры.
Центральным событием Второго Московского Пасхального фестиваля была постановка оперы М. Мусоргского "Борис Годунов" на Соборной площади Кремля. Слушателям особенно запомнилось это выступление: в день концерта погода резко испортилась, похолодало, полил дождь. Струнные инструменты были заменены роялем, но хор, солисты и артисты симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева, несмотря на непогоду, держались до конца и исполнили оперу блестяще.
Третий Московский Пасхальный фестиваль впервые представил обширную программу региональных концертов, проведённых в 9 российских городах. Репертуарной основой фестивальных программ вновь стала русская музыка. В афише фестиваля наряду с крупнейшими отечественными композиторами — П. Чайковским, И. Стравинским, С. Рахманиновым, представлены имена М. Равеля и Я. Сибелиуса, тесно связанных с русской музыкальной культурой. Особое место в программе Фестиваля принадлежало С. Прокофьеву — оркестр Мариинского театра представил все семь симфоний композитора, крайне редко исполняющихся единым циклом. В рамках цикла концертов "Дни Баха в Москве" артисты Фестиваля обращались к наследию И. Баха — важнейшей фигуры для всех поколений российских музыкантов.
Программа Четвёртого Московского Пасхального фестиваля была посвящена знаменательной дате в отечественной истории — 60-летию Великой Победы. Два специальных проекта Фестиваля стали частью празднования 60-летия со дня окончания Второй мировой войны: в Театре Российской армии артисты Мариинского театра представили оперу С. Прокофьева "Война и мир" в постановке А. Кончаловского с участием Анны Нетребко; 7 мая в Большом зале Консерватории и 9 мая на Поклонной горе под управлением маэстро Гергиева выступили симфонический оркестр Мариинского театра и специально созданный Объединённый молодёжный оркестр стран-участниц Второй мировой войны, соединяющий молодых талантливых музыкантов разных стран и символизирующий стремление всего мирового сообщества к миру без войны.
Пятый Московский Пасхальный фестиваль был приурочен к знаменательной дате в истории музыки — 100-летию со дня рождения Д. Шостаковича. Московская ретроспектива сочинений мастера стала вершиной масштабного международного проекта Валерия Гергиева, посвящённого юбилейной дате — программы музыки Д. Шостаковича, инициированные дирижёром, прошли в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Пекине, Токио, Риме, Лос-Анджелесе, Санкт-Петербурге и других мировых музыкальных столицах.
В программах последующих лет музыка Д. Шостаковича была представлена в контексте творчества его современников — И. Стравинского, С. Прокофьева, Б. Бартока. В Москве, на сцене открывшегося после реконструкции Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, в исполнении маэстро Гергиева и Мариинского театра прозвучали опера "Нос" и избранные сочинения из симфонического наследия композитора.
Следует также отметить, что жители Новосибирска и Красноярска познакомились с новейшими работами театра — спектаклями "Фальстаф" и "Набукко" Д. Верди. А для фестивальных дней в Киеве был подготовлен специальный проект — "Киевская Русь". За четыре дня фестиваля солисты, хор и симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнили в Киеве пять произведений: "Путешествие в Реймс" Д. Россини (сценическую версию), Концерт №3 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова (фортепиано — А. Володин), "Парсифаль" Р. Вагнера (сценическую версию), Концерт для фортепиано с оркестром №1 С. Прокофьева, Концерт для скрипки с оркестром Д. Шостаковича и "Валькирию" Р. Вагнера (III акт) с участием знаменитого баса-баритона Брина Терфеля.
Шестой Московский Пасхальный фестиваль отмечал 125-летие со дня рождения И. Стравинского. Сочинения выдающегося русского композитора, как хорошо известные (триада русских балетов — "Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная" и опера-оратория "Царь Эдип"), так и редко исполняемые ("Симфония in C", "Свадебка", "Симфония в трёх движениях", кантата "Звездоликий"), являлись центром обширной ретроспективы музыки первой половины ХХ века — одного из самых ярких и многообразных периодов в истории музыкальной культуры. Наряду с опусами И. Стравинского в неё входят сочинения К. Дебюсси ("Мученичество Св. Себастьяна", "Ноктюрны", "Послеполуденный отдых фавна", "Море"), Г. Малера и опера "Любовь к трем апельсинам" С. Прокофьева (в новой сценической версии Мариинского театра). В программе также уделялось внимание предшественникам — старшим коллегам И. Стравинского — А. Бородину ("Богатырская симфония"), Н. Римскому-Корсакову ("Шeхеразада", увертюра "Светлый праздник"), П. Чайковскому ("Скрипичный концерт"), повлиявшим на формирование музыкального языка композитора. Были представлены фрагменты из тетралогии "Кольцо Нибелунга" Р. Вагнера с участием ведущих солистов Мариинской оперы — проекта, который стал одним из крупнейших и наиболее успешных в новейшей истории театра.
Седьмой Московский Пасхальный фестиваль отразил в своей программе 225-й театральный сезон и 20 лет, как маэстро Валерий Гергиев стал главным дирижёром Мариинского театра. В свой юбилейный сезон Мариинский театр представил публике панораму лучших спектаклей и премьер, а также такие грандиозные музыкальные полотна как "Хованщина" М. Мусоргского и "Псковитянка" Н. Римского-Корсакова. Музыке Николая Андреевича Римского-Корсакова, 100-летие со дня смерти которого отмечал в 2008 году весь музыкальный мир, в афише Фестиваля было уделено особое место. В рамках симфонической программы были исполнены такие произведения русского классика как увертюра "Светлый праздник", сюита "Шехеразада", "Испанское каприччио", увертюры и фрагменты из опер "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Майская ночь", "Царская невеста", "Млада", "Сказка о царе Салтане". Идеи Н. Римского-Корсакова прозвучали в произведениях его последователей, наших современников, ставших классиками — Р. Щедрина, Б. Тищенко и А. Смелкова. Имена виртуозного китайского пианиста Ланг Ланга, талантливой немецкой виолончелистки Мари-Элизабет Хеккер, бельгийского ансамбля Collegium Vocale Gent и "маэстро Барокко" Филиппа Херрвега задали высочайшую художественную планку и придали международный объём фестивальной афише. Слушателями симфонической программы VII Московского Пасхального фестиваля стали более 35 тысяч человек в Москве и регионах России.
Обширная программа Восьмого Московского Пасхального фестиваля охватила уже 28 российских городов. В рамках Восьмого Фестиваля состоялось 102 концерта, в которых приняли участие более 1300 исполнителей, выдающихся солистов и артистов музыкальных коллективов из России и 10 стран мира. За дни Фестиваля Симфонический оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым выступил в 10 городах России, а также в Ереване и преодолел тем самым расстояние более 15.000 км, в том числе 10.000 км по железной дороге на специальном поезде. Программа 2009 года отразила 200-летие со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. В частности, исполнялась комическая опера Вячеслава Круглика "Коляска" по одноимённой повести Н.В. Гоголя.
Программа предстоящего Девятого Московского Пасхального фестиваля будет пронизана патриотической нитью празднования 65-летия разгрома фашистских захватчиков. В числе музыкальных событий, посвящённых Победе в Великой Отечественной войне: концерт в городе-герое Волгограде в память о Великой Сталинградской битве на Мамаевом Кургане; концерт в городе воинской славы Воронеже в память о событиях, где в годы Великой Отечественной войны 212 долгих дней и ночей продолжалась героическая оборона города, так и не сдавшегося врагу; концерт в городе воинской славы Курске напомнит о событиях 5 июля — 23 августа 1943 года, где в годы войны 50 суток продолжалась ожесточённая Курская битва; концерт в городе воинской славы Владикавказе, у стен которого в тяжелейшем для нашей страны 1942-м году, была выиграна, после разгрома немцев под Москвой, первая из ключевых битв Великой Отечественной войны — битва за Кавказ; концерт в Ярославле к 1000-летию города и 790-летию Александра Невского; Торжественное закрытие Девятого Фестиваля — в Московском международном Доме музыки в городе-герое Москве; концерты в городе-герое Санкт-Петербурге.
|