|
Хор СПб Консерватории исполнит "Иоанна Дамаскина" и "Stabat Mater"
3 апреля 2010 года, в субботу в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича заслуженный коллектив России и Хор студентов петербургской консерватории исполнят: "Стих об Алексее божьем человеке" РИМСКОГО-КОРСАКОВА, кантату "Иоанн Дамаскин" ТАНЕЕВА и Stabat Mater РОССИНИ.
Солисты: Ольга ТРИФОНОВА, Галина СИДОРЕНКО, Александр ТИМЧЕНКО и Максим БУЛАТОВ. Дирижёр — Владимир ЗИВА.
Н.А. Римский-Корсаков начал создавать свои духовные сочинения в 80-е годы XIX века, и это событие ознаменовало начало нового этапа в истории русской духовной музыки. В этот период к сочинению церковных песнопений обратились также П.И. Чайковский, С.И. Танеев. Музыку для Богослужений писали и раньше, но ни у Бортнянского, ни у Львова такие сочинения не становились народными. Лишь Римскому-Корсакову впервые удалось передать русскую музыкальную речь. "Легенда об Алексее человеке Божьем", возникновение которой относят к концу IV- началу V в., принадлежит к числу самых популярных раннехристианских легенд, во всех европейских литературах есть немало её прозаических и стихотворных обработок. Это песня о герое-страдальце, умирающем неузнанным нищим в доме своего отца-князя.
Кантата "Иоанн Дамаскин" (1884) — первое опубликованное произведение Танеева, пробный камень его исканий. Замысел "Иоанна Дамаскина" возник в ту пору, когда музыкальная Москва понесла тяжёлую утрату: скончался выдающийся русский пианист, основатель Московской консерватории Н.Г. Рубинштейн. Танеев, тяжело переживавший смерть своего учителя, посвятил свой вдохновенный труд его памяти. Литературным материалом для кантаты послужили строки одноимённой поэмы А.К. Толстого, благородные, простые и проникнутые глубоко своеобразным настроением. Подлинно романтическое произведение А.К. Толстого повествует о крупнейшем византийском богослове, поэте и сочинителе духовных гимнов Иоанне Дамаскине (из Дамаска), жившем в VIII веке. Отрывок из поэмы, положенный в основу кантаты, представляет собой один из траурных гимнов, петых Иоанном Дамаскиным и его учениками. Всё это потребовало определённых музыкальных образов. Поэтому Танеев в качестве основной темы привлёк в своё произведение старинный церковный напев "Со святыми упокой", ставший в русской музыке символом трагического и использованный в Шестой симфонии П.И. Чайковского.
Кантата Stabat Mater Джоакимо Россини была представлена публике в Париже 7 января 1842 года. На этот раз маэстро Россини решил пополнить собственную коллекцию "серьёзных сочинений" (так он называл всё, что не имело отношения к комической опере), и предложил публике вторую редакцию монументальной кантаты Stabat Mater. На фоне созданных ранее одноимённых шедевров Перголези, Вивальди, Гайдна, россиниевская кантата выглядит вызовом авторитетам прошлого. Католический гимн Stabat Mater Dolorosa (Мать скорбящая стояла) написан на средневековой латыни и рассказывает о переживаниях Богородицы, смотрящей на распятие Сына. В русской поэзии Stabat Mater впервые возник в переводе В.А. Жуковского.
|