|
"Трагическая" симфония Малера прозвучит 11 апреля в СПб Филармонии
11 апреля 2010 года, в воскресенье в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Николая АЛЕКСЕЕВА исполнит "Трагическую" шестую симфонию Г.МАЛЕРА. Это пятый концерт цикла, посвящённый 150-летию со дня рождения великого австрийского композитора.
Шестая симфония создавалась Малером на протяжении двух летних каникул — 1903 и 1904 годов. В это время Малер — директор венской Королевской оперы, муж первой венской красавицы и отец крошечной дочери (в 1904-м — уже двух дочерей). Его музыка по-прежнему находит признание только у немногих знатоков. Но он верит, что его время придёт и продолжает писать, как только находит для этого время. Создание симфонии требовало сосредоточенности, а это было возможно только во время летнего отдыха, когда композитор уединялся где-нибудь в глуши, далеко от забот театра и большого города. Последние годы это был Майерниг. Летом 1904 года он пишет оттуда своему младшему коллеге, будущему великому дирижёру и страстному пропагандисту его произведений Бруно Вальтеру: "Моя Шестая готова. Думаю, что я смог!" Новая симфония по своей структуре традиционна — классический четырёхчастный цикл. Однако для Малера это не шаг назад, а новый этап поисков. На этот раз художник хочет воплотить волнующие его мысли в сложившейся ещё у Бетховена и отшлифованной десятилетиями творчества разных композиторов форме. Как правило, замыслы его всегда очень конкретны. Но если раньше композитор давал слушателям путеводную мысль, то теперь он категорически отказывается от этого. Причину Малер раскрывает в одном из писем: "Название... было попыткой как раз дать немузыкантам отправную точку и путеводитель для восприятия. Что это мне не удалось (как я ни старался) и только привело ко всяким кривотолкам, стало мне, увы, ясно слишком скоро... Отныне я окончательно отказываюсь комментировать свои сочинения, анализировать их или давать какие-либо подсказки". Но и без авторских пояснений содержание симфонии, не случайно получившей наименование Трагической, "вычитывается" из музыки.
Замечательный дирижёр, один из лучших интерпретаторов малеровской музыки Биллем Менгельберг писал о Шестой: "В ней передана потрясающая драма в звуках, борьба героя, гибнущего в страшной катастрофе". Малер ответил Менгельбергу: "Сердечно благодарю Вас за Ваше любезное письмо... Большое утешение — услышать слова подлинного и глубокого понимания..." Несмотря на трагизм, музыка симфонии не пессимистична. Поэтому финал вызывает ассоциации с траурными частями бетховенских симфоний, полными суровой мощи и скорбного величия. Симфония была впервые исполнена 26 мая 1906 года в Эссене под управлением автора.
Оркестр и хор Михайловского театра исполнят Stabat Mater в Филармонии
14 апреля 2010 года, в среду на сцене Большого зала Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича выступят Симфонический оркестр и хор Михайловского театра. Под управлением Петера ФЕРАНЕЦА прозвучит Stabat Mater для хора и оркестра ДВОРЖАКА.
Антонин Дворжак (1841-1904) больше известен как автор инструментальной музыки, но и вокальные сочинения чешского классика заслуживают серьёзного внимания: они тоже способствовали его всемирному признанию. Надо сказать, что Stabat Mater Дворжака прекрасно вписывается в традиции хорового пения его родной страны. Произведение имело большой успех в Англии, где оно неоднократно исполнялось под управлением автора. Одно из этих исполнений — в 1884 году в Лондоне — произвело на публику, по словам самого композитора, "потрясающее впечатление".
Stabat Mater — жанр духовной музыки, по своему изначальному смыслу связанный с образом смерти. В основе его лежит средневековый латинский стихотворный текст, в котором описывается скорбь Марии пред крестом, на котором был распят Её Сын. Для Дворжака этот текст имел тогда особое звучание. Ведь к работе над этим сочинением он приступил в 1875 году, вскоре после смерти Йозефы, его дочери, прожившей на этом свете всего два дня. В середине 1876 года Дворжак отложил партитуру Stabat Mater, но вернулся к ней в 1877-м, когда смерть настигла его одиннадцатимесячную дочь Розу (13 августа) и трёхлетнего сына Отакара (8 сентября). 13 ноября партитура была готова.
Если принять во внимание указанные обстоятельства жизни Дворжака, ни для кого не будет ничего удивительного в том, что он создал глубоко трогательное произведение. Но горе композитора не подавило его как творца, как мастера своего дела. Если сравнить Stabat Mater c более ранними сочинениями Дворжака, то можно констатировать, что в них редко достигается такая экспрессивность звучания оркестра и столь впечатляющая мелодическая изобретательность. Здесь есть и красивые дуэты певцов-солистов, и гимнические строфы с участием полного состава хора, и даже барочный по стилистике — выдержанный в духе Генделя — фрагмент. Венчает "Stabat Mater" единственный во всём произведении быстрый эпизод, где в ликующем звучании хора, солистов и оркестра утверждается преодоление скорби, торжество света над отчаянием и мраком.
|