|
РНО выступит в Консерватории в рамках своего юбилейного абонемента
14 апреля 2010 года, в среду в Большом зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского, в рамках абонемента №51 состоится концерт к 20-летию Российского Национального Оркестра. Дирижёр — Михаил ПЛЕТНЁВ.
В концерте примут участие:
— Хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова. Художественный руководитель — Алексей ПЕТРОВ.
Солисты: Динара АЛИЕВА (сопрано), Татьяна ЛИПОВЕНКО (меццо-сопрано), Георгий ВАСИЛЬЕВ (тенор), Николай ДИДЕНКО (бас)
В программе:
— БРУКНЕР — Симфония № 6
- "Te Deum" для солистов, хора и оркестра
В рамках абонемента №51 Российский национальный оркестр и Михаил Плетнёв вновь обращаются к шедеврам австро-немецкой музыки второй половины XIX века, продолжая линию, намеченную концертами прошлогоднего абонемента (сочинения Малера). В концерте 14 апреля в Большом зале консерватории будет исполнена Шестая симфония и "Te Deum" Антона Брукнера.
Шестую симфонию (A-dur, 1879-1881) сам автор называл "самой дерзкой". Этим названием она обязана первой части, выделяющейся среди других его симфоний ритмом — пятидольной ритмической формулы (и даже в последующих симфониях не встречается настолько интенсивного ритмического развития). В центральном образе симфонии слиты воедино пейзажность и героика, что дало почву исследователям назвать Шестую симфонию Брукнера "Пасторальной", усматривая в ней связь с бетховенской. Сам автор при жизни Шестую симфонию не услышал полностью — она была исполнена спустя 20 лет после её создания. При всех достоинствах этого произведения, в Москве его услышать можно не часто, что делает программу ещё более уникальной.
Знаменитый "Te Deum" Брукнер завершил в 1884 году. Его премьера состоялась в Вагнеровском обществе в мае 1885 года (в сопровождении двух фортепиано), а в январе 1886 г. он был исполнен полным составом под управлением Г. Рихтера. Затем последовали его премьеры в Мюнхене, Берлине, Гамбурге. Грандиозное исполнение этого сочинения состоялось в США (Цинциннати), в котором принимали участие 700 певцов, а аудитория составила 7 тыс. слушателей.
Сочинение "Te Deum" совпало с работой над Седьмой симфонией, и оба произведения несут печать события, потрясшего Брукнера, — смерть глубоко почитаемого им Вагнера. Однако оно не было импульсом к созданию произведения, т. к. работу над ним Брукнер начал в 1881 году. По мнению исследователей творчества композитора, "Te Deum", в отличии от симфоний, нельзя упрекнуть в "божественных длиннотах". Он представляет собой прекрасный образец симфонизации вокально-хоровой циклической формы, в которой оригинально решена проблема единства цикла.
Существуют и трогательные высказывания композитора о создании "Te Deum". Известно, что трудная борьба за признание наложила известный отпечаток на психику Брукнера. Основным содержанием его дневников были пометки о прочитанных молитвах. Отвечая на вопрос об исходных побуждениях к написанию "Те Deum" композитор ответил: "В благодарность богу, так как моим преследователям до сих пор не удалось меня погубить... Я хочу, когда будет судный день, подать господу партитуру "Те Deuma" и сказать: "Посмотри, это я сделал только для тебя одного!" Уж после этого я, наверное, проскочу".
"Те Deum" относился к числу любимых произведений самого Брукнера. Благодаря тексту ему удалось здесь особенно полно и концентрированно выразить те религиозные идеи, который он исповедовал как глубоко верующий человек. Возможно поэтому вполне понятным выглядит завещание композитора исполнять "Те Deum" в качестве финала его неоконченной Девятой симфонии.
|