Консерватория отметит 110-летие со дня рождения Николая Аносова
25 апреля 2010 года, в воскресенье в 19.00 в Большом зале Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского состоится концерт памяти Николая Павловича Аносова (1900-1962). К 110-летию со дня рождения.
Исполнители: Симфонический оркестр Московской консерватории. Дирижёр — Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ.
В концерте принимает участие Анастасия ПРОКОФЬЕВА (сопрано).
В программе:
— РУССЕЛЬ — "Фламандская рапсодия"
— МАРТИНУ — Три Эстампа
— ДЕБЮССИ — "Фонтан" ("Le jet d’eau") из цикла Пять поэм на стихи Ш. Бодлера
— ОНЕГГЕР — Прелюдия, фуга и постлюдия — сюита из балета-мелодрамы "Амфион"
- "Пасифик 231"
За более чем полувековую творческую деятельность патриарх российской дирижёрской школы Геннадий Рождественский стоял за дирижёрским пультом практически всех прославленных русских и зарубежных симфонических коллективов; с его именем связаны наиболее значительные события в музыкальной жизни не только нашей страны, но и всего мира. 25 апреля маэстро в очередной раз возглавит Симфонический оркестр Московской консерватории. Выступление в Большом зале посвящено памяти отца маэстро Николая Павловича Аносова и приурочено к 110-летию со дня рождения выдающегося дирижёра и музыкального деятеля.
Волею судеб Николай Павлович не получил специального дирижёрского образования. Решив посвятить себя музыке, в середине 20-х годов он приступил к занятиям теорией музыки с профессором А.Ф. Мутли и композицией с А.Н. Александровым. Начало дирижёрской карьере Аносова в своё время положил случай. Работая в оперном секторе Радиокомитета, он однажды заменил заболевшего дирижёра. Николай Павлович провёл в прямом радиоэфире оперу "Орфей" Глюка, после чего был переведён на должность дирижёра. В 1937-1938 гг. Николай Павлович был главным дирижёром симфонического оркестра Ростова-на-Дону, в 1938-1940 — симфонического оркестра Азербайджанской филармонии (по приглашению Узеира Гаджибекова). С 1938 г. преподавал в Бакинской консерватории, а в 1940-1962 — в Московской. В годы войны Аносов был художественным руководителем фронтового оперного театра ВТО, а в 1944 г. стал главным дирижёром Оперной студии при Московской консерватории, где осуществил, в числе других, постановку опер "Ямщики на подставе" Е. Фомина и "Сын-соперник" Д. Бортнянского.
Николай Павлович известен как автор "Практического руководства по чтению симфонических партитур", многочисленных статей и рецензий, а также переводов (с немецкого, английского и французского языков) ряда статей и книг зарубежных дирижёров.
Программа мемориального концерта обещает стать подарком для московской публики. Слушателям будут представлены "Фламандская сюита" французского композитора Альбера Русселя, современника Равеля и Дебюсси, цикл "Эстампы" Богуслава Мартину и сюита из балета-мелодрамы "Амфион" Артюра Онеггера. Наряду с этим театральным сочинением, в котором Онеггер больше, чем в других своих "античных" опусах следовал французским традициям классицизма, прозвучит "Пасифик 231". В этой оригинальной пьесе отразился интерес композитора к урбанистическим сюжетам с их жизнеутверждающей энергией и неуёмным оптимизмом.
|