В Петербурге впервые выступит Национальный оркестр Капитолия Тулузы
31 октября и 1 ноября 2010 года, в Концертном зале Мариинского театра, впервые в Петербурге (в рамках года "Россия-Франция-2010") при участии солистов Эммануэля Пайю и Дениса Мацуева выступит Национальный оркестр Капитолия Тулузы под управлением Тугана Сохиева.
Туган Сохиев — первый в истории оркестра приглашённый дирижёр и музыкальный консультант — возглавил Национальный оркестр Капитолия Тулузы в сентябре 2005 года. Начиная с сентября 2008 года, он также является музыкальным руководителем коллектива.
Оркестр Капитолия Тулузы был создан в начале XIX века специально для проведения оперных сезонов в Театре Капитолия Тулузы, а статус симфонического оркестр получил в 1945 году. В разное время его возглавляли Андре Клюитенс и Жорж Претр. Приход Мишеля Плассона в 1968 году стал решающим этапом в жизни коллектива. Под его руководством симфонический репертуар был значительно расширен. Оркестр несколько раз гастролировал за рубежом и записал множество дисков в студии EMI.
Благодаря программе "Музыкальное возрождение", проведённой по инициативе Марселя Ландовски, его состав увеличился до 104 человек, и в 1980 году Министерство культуры присвоило коллективу статус Национального оркестра, сообщает пресс-служба.
В Петербурге оркестр представит две программы. Первую, которая прозвучит 31 октября, можно условно назвать французской: она познакомит петербургскую публику с сочинениями французских композиторов Дебюсси, Ибера, Берлиоза, во флейтовом концерте Ибера будет солировать флейтист-виртуоз Эммануэль Пайю. А во втором — русском — концерте тулузского оркестра будут исполнены сочинения Рахманинова — его Третья симфония и Второй фортепианный концерт, в котором будет солировать Денис Мацуев.
Петербуржцам представят проект из серии "Сделано в Перми"
20 ноября 2010 года, в среду в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича петербуржцы смогут познакомиться с одним из ярчайших музыкальных проектов из серии "Сделано в Перми" — этномифологической сюитой Владимира Мартынова "Дети выдры".
В исполнении сюиты участвуют камерный оркестр Opus Posth под управлением Татьяны Гринденко, пермский академический хор "Млада" и всемирно известная тувинская группа "Хуун-Хуур-Ту" и Владимир Мартынов (фортепиано). Впервые проект, рождённый и представленный в Перми в 2009 году в рамках событий, связанных с "Пермской культурной инициативой", приедет в Санкт-Петербург.
Сюита "Дети Выдры" создана Владимиром Мартыновым на основе двух "сверхповестей" Велимира Хлебникова: "Дети Выдры" и "Зангези". "Сверхповесть" — термин Хлебникова, введённый им для обозначения новой текстовой реальности, заключающейся в сочетании на первый взгляд не сочетающихся друг с другом текстов. Эта философия оказалась очень близка известному российскому композитору В. Мартынову, который не раз высказывался о необходимости ухода от академизма и возвращения к прамузыкальным корням, которые можно найти в этнической и world музыке. Сочетание архаичного горлового пения и древних техник тувинской инструментальной музыки с авторским сочинением Мартынова и современными методиками работы с музыкальным материалом и дали то уникальное звучание, которое имеет сюита "Дети Выдры".
Выдра — архаический животный тотем — в тексте Хлебникова имеет космогонический смысл. По верованиям орочей, человек обязан своим выделением из животного царства ходатайству Выдры перед верховным божеством. Обращение к символу Выдры как к праматери человечества, к водному, женскому божеству, отвечающему за творчество и формирование мира, объединило философию Хлебникова и Мартынова.
Квартет "Хуун-Хуур-Ту", владеющий секретами горлового пения и техниками игры на традиционных тувинских музыкальных инструментах, чья музыка так же мощна, как и мифологические образы сказаний о Выдре, стал одним из ключевых участников проекта.
Ансамбль Opus Posth., который на сегодня очевидно лучший в исполнении музыки авангарда и минимализма, дополнил инструментальную палитру проекта. Их выступления с произведениями Ксенакиса, Фэлдмана, Филиппа Гласса давно уже считаются непревзойдёнными образцами понимания сути современной музыки.
Пермский хор "Млада" стал завершающей общее полотно краской, которая собрала всю композицию. Он помог реализовать идею "сверхповести" и воссоздать полноту "материкового" сознания (в его азиатской тувинской, медианной хоровой и оркестровой европейской частях).
Этой осенью "Дети Выдры" посетили Киев, фестиваль современного искусства ГОГОЛЬFest, где были тепло приняты и оценены как знатоками, так и широкой фестивальной аудиторией.
|