В Русском музее открывается выставка искусства Каргополья
В Корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка "Народное искусство Каргополья". Как отмечает РИА Новости, Каргополье — понятие не только географическое, но и культурное, историческое. Старинный город Каргополь и бывший Каргопольский уезд Олонецкой губернии (сейчас — несколько районов Архангельской области) — своего рода заповедник народной культуры.
Экспозиция включает около 300 произведений — от икон каргопольских живописцев 16-18-го веков до работ мастеров глиняной игрушки 20-го века. В числе икон, которые можно будет видеть на выставке — монументальное "Рождество Христово" из знаменитого Христорождественского собора конца 16-го — начала 17-го века, "Богоматерь "Умиление" с избранными святыми на полях" первой половины 16-го века, "Спас на престоле" того же периода и многие другие. Также в экспозиции будет представлена коллекция деревянных изделий, демонстрирующая мастерство каргопольских резчиков. В их числе резные и расписные прялки второй половины 19-го — начала 20-го века. Выставка также представит самое обширное в стране собрание крестьянских тканей и вышивки Каргополя: полотенца, рубахи и юбки, богато украшенные красно-белыми и цветными узорами.
Значительная часть коллекции собрана научными экспедициями Русского музея в 1960-е годы.
"Концерт с сюжетом" посвятят мифу о Прометее
7 декабря 2010 года, во вторник в Большом зале Санкт-Петербургской Академической Филармонии имени Д.Д. Шостаковича состоится второй концерт абонемента "Концерты с сюжетом". Он будет посвящён мифу о Прометее, прозвучат сочинения:
— БЕТХОВЕН — музыка балета "Творения Прометея"
— ЛИСТ — симфоническая поэма "Прометей"
— СКРЯБИН — поэма огня "Прометей".
Исполнители: Академический Симфонический Оркестр филармонии и оперный хор Михайловского театра выступят под управлением Владимира АЛЬТШУЛЕРА, солист — Николай МАЖАРА (фортепиано), расскажет о сюжетах — Самуил ЛУРЬЕ.
Три разных "Прометея" предстанут перед слушателями этого концерта: "Прометей" классический, "Прометей" эпохи романтизма и "Прометей" из мира русских символистов.
Создание балета "Прометей" Л.ван Бетховена совпало с годами правления императора Леопольда II, когда балетные представления стали весьма популярны в Вене, благодаря усилиям французского балетмейстера и танцовщика Жана-Жоржа Новерра (1727-1810). Его стиль, более простой, нежели богатый декорированием итальянский, как нельзя лучше соответствовал стилю Бетховена, и когда в 1801 году последнему была заказана музыка к балету на сюжет мифа о Прометее, он создал великолепную партитуру, не уступающую по своим достоинствам другим его сочинениям.
Спустя несколько лет Бетховен заметил в одном из писем, что музыка должна высекать огонь из человеческой личности. Это наводит на мысль, что, возможно, Бетховен видел в личности Прометея, принёсшего духовный огонь людям, самого себя.
Симфоническая поэма "Прометей" Ференца Листа изначально создавалась как увертюра к пьесе "Освобождённый Прометей" И. Гердера. Этот "Прометей" родился примерно за полвека до скрябинского.
"Прометей" Скрябина, или "Поэма огня" (1910 г.) — сочинение для большого симфонического оркестра и фортепиано, с органом, хором и световой клавиатурой — является одним из самых значительных произведений Скрябина. "Мифотворчески" настроенные современники Скрябина, поэты-символисты наделяли огонь важным символическим значением. Стихия огня представлена у Скрябина и фортепианными вещами: "Поэмой огня", поэмой "К пламени", и несёт в себе элемент заклятия. Скрябин писал "Поэму огня", исходя из художественно-философских течений своего времени, так что её связь античным сюжетом носит скорее уже внешний характер.
|