|
|
ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ |
|
ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ |
|
ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ |
|
ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ И ЕГО СУПРУГА ВАНДА ТОСКАНИНИ |
|
ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ |
|
ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ |
|
ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ |
|
ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ |
|
ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ |
|
ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ
Я не оригинален, потому что мой любимый пианист - Владимир Горовиц. Несомненно, он был самым популярным пианистом в XX веке и армия его поклонников насчитывает многие десятки тысяч пианистов и просто страстных любителей музыки. Я провожу очень много времени изучая и исследуя его жизнь и творчество посредством книг, публикаций, а главное записей, но чем дальше, тем больше убеждаюсь, что музыкантам - его современникам и последователям не под силу разгадать загадку этого "Сфинкса". Горовиц - это явление в мире музыки сравнимое с Пеле в футболе, с Джорданом в баскетболе, Пирамидой Хеопса, Великой Китайской Стеной, Фаустом и Евгением Онегиным. У Горовица не было того, а точнее ему не было присуще то, что могло заставить восхищаться человека не очень близкого к пианизму, как к направлению в музыке. У него была не самая потрясающая память. Иосиф Гофман, например, прослушав 30-страничный сложнейший нотный текст 3 раза, мог не занимаясь и без предварительного проигрывания исполнить вешь без ошибок. У Горовица был не самый обширный репертуар. Многие его коллеги-пианисты переиграли за свою карьеру во много раз больше. Да, у Горовица не лучшая техника в истории пианизма. Послушайте раннего Гилельса, Чиффру, Хамелина, того же Гофмана. Горовиц не самый изощренный и креативный мастер транскрипций. Годовский - больший выдумщик. Чиффра - больший технарь и фокусник. Хамелин - больший академик. Горовиц ошибался. Но когда он играл неверную ноту, он заставлял её звучать так, чтобы можно было клясться на крови, что так как играет он - лучше, чем в оригинальном тексте.
Но никто и никогда не сможет сравниться с Горовицем по силе и степени воздействия его игры на эмоции человека. Его игра может перехватывать дыхание, заставлять смеяться, плакать, бояться, трястись, хвататься за голову.
У многих пианистов, после прослушивания Горовица появляется желание закрыть крышку своего инструмента навсегда. Но большинство начинают штурмовать рояль с удесятеренным стремлением, включают в репертуар произведения, которые играл Горовиц, пытаются говорить его "музыкальным языком".
Очень немногие в этом преуспели.
Транскрипции Горовица играют Володось, Кулешов, Кемпфф...
Я очень долго думал как, в какой форме построить статью о Горовице. Надо было сделать это так, чтобы её не было скучно читать. И я решил просто излагать факты в сжатой, почти конспектной форме.
Горовиц родился 1.10.1903 г. в Киеве в довольно богатой еврейской семье. Его отец, Симеон ( но Горовица называли в России Владимиром Самойловичем), был талантливым инженером электриком, а дядя по отцовской линии учился у Александра Скрябина. Его учителями были Сергей Тарновский и Феликс Блуменфельд. С Тарновским, который был ненамного старше, Горовиц не сошелся характером и со скандалом расстался. Позже, в США, когда Горовиц был уже очень знаменит, он всячески отвергал знакомство и какую бы то ни было связь с Тарновским, тоже эмигрировавшим в США, что несомненно обеспечило бы последнему успех и большую славу "учителя самого Горовица".
Дэвид Дюбаль, известный американский музыковед, слышавший игру Тарновского, утверждает, что тот был хорошим пианистом.
А начинал Володя заниматься у Пухальского - авторитетнейшего в то время педагога фортепиано и одного из учеников Лешетицкого.
Одним из сильнейших впечатлений юного Горовица, было выступление Иосифа Гофмана. Впервые он услышал и почувствовал, какое грандиозное воодушевление может вызвать великий пианист.
Жизнь странствующего пианиста-виртуоза сводила Горовица с многими выдающимися коллегами-современниками. Артур Шнабель присутствовал на одном из Санкт-Петербургских концертов молодого Горовица и был покорен его абсолютной виртуозностью. Шнабелю принадлежит высказывание (о Горовице): "Он получеловек - полупианино". Наряду с Европейскими гастролями совершенствование мастерства под руководством именно Шнабеля было одной из официальных причин отъезда Горовица за рубеж в 1925 году.
В конце 20-х годов Горовиц познакомился с Рудольфом Серкиным, австрияком Русского происхождения. Они играли друг для друга и оба были в восторге. Горовиц - от глубины и простоты Серкинского Бетховена, а Серкин - от огня и пиротехники Шопеновских баллад.
На одном из выступлений Горовица довелось побывать Клаудио Аррау с матерью. После выступления мать Аррау, обычно очень критично отзывавшаяся о других исполнителях сказала сыну: "Тебе надо больше заниматься, он играет лучше тебя". |
|
|
|
|