Это - редкий и незаслуженно забытый участник оркестра. Правда, самой важной причиной к тому служат природные особенности инструмента, вольно или невольно, но почти всегда мешающие ему свободно распоряжаться самим собой. Его участие, каково бы оно ни было, неизменно порождает представление о далёком прошлом - о русской лихо несущейся по зимней дороге тройке, о лениво плетущемся стаде где-нибудь на окраине озарённой заходящим солнцем пыльной деревушки или мерно передвигающемся караване по знойным пескам безбрежной пустыни. Иных случаев, где не было бы столь живописных представлений, очень мало, и потому нужно обладать большим искусством, чтобы заставить зазвучать бубенчики вне этой невольной связи.
Впрочем, это не совсем так. В одном весьма малоудачном балете, дожившем с большим трудом лишь до второго представления, встретило такое положение, что участие бубенчиков оказалось вполне уместным именно благодаря своей противоречивости и полной несуразности. По замыслу постановщика, нужно было в звуках воспроизвести «истошный смех» - неудержимый, отвратительный и сотрясающий всё тучное тело главных действующих лиц. Всё это было крайне нелепо, но звуковая ткань, при всей своей музыкальной убогости, оставила в памяти известный след. Нет большой пользы в сообщении названия этого неудавшегося произведения и, тем более, в указании его автора, давно уже бесславно сошедшего с «музыкальной арены».
В жизни южных народов бубенчики имели более широкое и разнообразное применение Так, в древности, под именем phaamon - бубенчики украшали одежду еврейского первосвященника, а под именем qakel или qacel ими пользовались в церковном обиходе в Абиссинии. Они очень напоминают современный оркестровый инструмент. Вся разница заключалась лишь в том, что эти бубенчики,- обычно в количестве пяти,- были закреплены на овальной кожаной пластинке и снабжены маленькой рукояткой. В торжественных случаях армяно-григорианской церкви, в прошлом применялся «кимвал» - цынцха с «колокольчиками» - кшоцк. Теперь они оказались объединёнными в одном и том же инструменте и в современном представлении совершенно тождественны. Более того, под влиянием веков несколько изменилась теперь и самая «транскрипция» этих слов, звучащих сейчас, как цнздга и кшшоц, в единственном числе и кшшоцк во множественном. Древний «кимвал» - цндзга уже забыт и его наименование вполне слилось с понятием «колокольчиков» или «бубенчиков» - кшшоц Этот инструмент представляет собою хоругвь, длинное древко которой на конце завершается тонкой медной или медной с серебром звездообразной или круглой ажурной дощечкой, увешанной множеством мелких колокольчиков, а вернее-маленьких бубенчиков. Дощечка своею сердцевинкой прикреплена к древку, сотрясение которого производит нежное, красивое позвякиванье.
В Индии браслет из бубенчиков называется ghunghuru, и одевается танцорами на ноги с тем, чтобы более решительно подчёркивать ритмическую сторону танца, и в странах Дальнего Востока такими же бубенчиками чаще всего пользуются для украшения как домашних верховых животных, так и крупного рогатого скота. В Средней Азии, бубенчики узбеков известны под именем зэнг-бозлык. Они представляют собою кожаные повязки, унизанные медными бубенчиками и так же, как и в Индии, одеваются танцорами во время танца. Разница лишь в том, что местные танцоры, пляшущие без бубна, который заменяет обычно фарфоровая тарелка, - украшают бубенчиками и ноги и руки, что по их мнению способствует большей живости танца.
Но так или иначе, бубенчики или бубенцы, несомненно, должны быть отнесены к числу очаровательнейших оркестровых инструментов. Их устройство различно. В одном случае они представляют собою унизанный бубенчиками изогнутый прут, концы которого завершаются удобной, но довольно увесистой рукояткой. В другом, - подобие кожаного ошейника, унизанного в два ряда точно такими же бубенчиками. Круглые или несколько сплюснутые, они звучат одинаково хорошо и их устройство, - внутри бубенчика находится два-три камушка или свинцовых дробинки, - в сущности, ничем не отличается друг от друга. Во время игры бубенчиками слегка встряхивают и производят весьма приятное позвякивание. Ноты для бубенчиков, так же как и для всяких ударных инструментов без определённого звука, пишутся на «нитке» без всяких ключей.
Сила звука современных оркестровых бубенчиков не очень велика. Обычно она колеблется в пределах pianissimo, piano и, в лучшем случае,- умеренного mezzo-forte. Эту степень силы звука чаще всего определяет не уровень встряхивания или подталкивания бубенчиков, а их количество и размеры. Впрочем, в оркестре редко пользуются большой громкостью бубенчиков,- окраска их звучания лучше всего согласуется с понятием глухого, лёгкого позвякивания.