Music page

бутылки


Настоящее место этого «инструмента»-в руках странствующих музыкантов, искусно пользующихся им для развлечения своих невзыскательных слушателей - посетителей балаганов и каруселей.

Напротив, в качестве новой звуковой окраски самые обыкновенные бутылки не раз уже находили доступ в современный оркестр, впервые, в 1914 году, в музыке к комедии Шекспира Сон в летнюю ночь воспользовался бутылками Сергей Василенко. Автор, правда, воздерживается от точного указания строя бутылок и их количества. Он только довольствуется, по его же собственному признанию, намёком на желаемое расположение их. Тем не менее, в его партитуре партия бутылок без всякого обозначения ритмической длительности нот оказывается записанной в ключе Sol.

Однако, в современных условиях нужна уже большая ясность. Автор, будучи вправе воспользоваться любым количеством бутылок, должен в точности указывать их настройку, и как бы прост не был весь инструмент, он требует уже известных дополнительных разъяснении. Из трёх общеизвестных видов бутылок непригодны, прежде всего, два. Бутылки из очень тонкого стекла звучат скверно - они дают несколько пустой, дребезжащий звук, отнюдь не пригодный в оркестре. Точно .в таком же положении оказываются бутылки из толстого стекла из-под шампанского или боржома. Их чрезмерно плотные стенки, плохо подчиняясь влиянию настройки, звучат тускло и некрасиво. Поэтому, лучшими-оказываются обыкновенные прямые пивные или винные бутылки, звучащие звонко и сочно, и легко подчиняющиеся требованиям музыкальной настройки.

Необходимое количество бутылок, избранное для выполнения данного намерения автора, подвешивается на прочно установленной деревянной раме, подобно тому, как это делалось у первобытных народов в отношении «самозвучащих» камней. Каждая бутылка подстраивается до требуемой высоты водой, что, кстати сказать, является самой неудачной особенностью всего сооружения. Лучше всего, поэтому, подбирать бутылки точного строя, воздерживаясь от всякой посторонней помощи. Играют на бутылках двумя деревянными молоточками или «Козьими ножками» - палочками с утолщениями на концах, и избегают пользоваться слишком сложными или подвижными мелодическими рисунками, что сопряжено с некоторыми затруднениями технического порядка. В первом случае, при необходимости иметь очень опытного исполнителя, может понадобиться значительное количество бутылок, тогда как во втором - возникает маложелательная, но всегда совершенно неизбежная раскачка бутылок, лишающая возможности продолжать воспроизведение предписанной автором партии. Здесь же, однако, уместно заметить, что наиболее доступный для бутылок рисунок glissando лучше всего звучит при наименьшем количестве смежных ступеней и при скольжении молоточков по обеим плоскостям инструмента.


[на предыдущую страницу]
Заказать зеркало в багетной раме с резьбой по дереву
Сайт управляется системой uCoz