Самой большой диковинкой в оркестре всё ещё продолжает оставаться контрабасовый кларнет, построенный во второй половине XIX века и часто называемый «педальным кларнетом». Одно время он строился в обоих строях - Си-бемоль и Ля, но теперь, кажется, вполне утвердился в строе Си-бемоль, как более удобном для применения в ансамблях, составленных из одних кларнетов, и в духовых оркестрах, где он встречается ещё очень редко. Раньше других контрабасовым кларнетом занялся в Париже Дюма (176?-182?). Он построил его в 1808 или 1810 году и назвал «воинским» или «воинственным контрабасом» - сопtrebasse-guerriere. Спустя двадцать девять лет, в 1839 году контрабасовый кларнет под названьем bathyphon построил в Германии Эдуард Скорра (?-?), имя которого часто забывается в угоду более известных инструментальных мастеров. Однако своего действительного совершенства контрабасовый кларнет достиг лишь в 1890 году, когда был построен французской фирмой Фонтэн-Бэссон (Fontaine-Besson), и с тех пор воспроизводился многими мастерами как во Франции, так и в Германии и Америке. Ноты для контрабасового кларнета пишутся в ключе Fa и звучат октавой ниже бас-кларнета. Иной раз, в целях сохранения «единообразного письма» их можно излагать и в ключе Sol с последующим транспонированием на две октавы и большую секунду вниз, но такой способ записи в отношении контрабасового кларнета успеха не имел. Действительный объём контрабасового кларнета по письму простирается, следовательно, от ми большой октавы до соль первой, что на слух звучит большой ноной ниже - от ре контроктавы до фа малой. На новейших французских контрабасовых кларнетах имеется ещё одна дополнительная ступень ми-бемоль, звучащая как ре-бемоль контроктавы - малой терцией или уменьшенной квартой выше современного контрафагота
Контрабасовый кларнет обладает поразительной способностью владеть всеми оттенками звука - от самого умеренного piano до весьма внушительного forte. Это обстоятельство превращает его в подлинный и наиболее естественный низкий или основной бас - «суб-бас» семейства кларнетов, могущий с удивительной непринуждённостью заменить в низких выдержанных нотах контрафагот или сарюзофон. Низкие саксофоны показались бы в этом случае недостаточно гибкими и глубокими.
Так же как и на всех прочих представителях семейства кларнетов, на контрабасовом кларнете может играть любой кларнетист. Известным затруднением для него окажется только не совсем обычное положение за инструментом, «рост» которого значительно превосходит рост исполнителя. Поэтому, разумнее поручать партию контрабасового кларнета бас-кларнетисту, амбушюр которого легче приспосабливается к самой низкой разновидности семейства, чем к самой высокой.