Из всего многочисленного семейства барабанов-малый или военный барабан является самой маленькой и, пожалуй, наиболее распространённой его разновидностью. Его устройство, в общих чертах, прекрасно всем известно, но в подробностях - есть уже многое, о чём стоит сказать несколько слов.
Современный малый барабан известен в нескольких, не очень существенно отличающихся друг от друга, видах, которым французские музыканты присвоили особые названия, пользуясь ими очень широко в оркестре. Объяснением такого положения служит высота кузова барабана, а новые наименования-только словесные подтверждения или, вернее,-определения этого обстоятельства. Барабан не очень высокий во Франции известен теперь под именем caisse claire petite faille, а с котелком повыше и побольше - caisse claire grande faille. Эти определения -понятия вполне относительные, коль скоро каждое инструментальное производство берёт за основу свои собственные размеры и обычно считает их единственно удачными. Единодушия в этом направлении нет решительно никакого, что очень легко заключить из сравнительных данных. Так например, в Америке, при поперечнике в четырнадцать дюймов, барабаны строят высотою в пять и шесть дюймов, а во Франции, при поперечнике в пятнадцать дюймов, делают высоту барабанов в пять с половиной и восемь с четвертью дюймов. В русском кустарном музыкально-инструментальном производстве принято пользоваться барабанами только одной разновидности, занимающей среднее между теми и другими положение и измеряемой в пять с четвертью дюймов высоты при четырнадцати с четвертью - в поперечнике. Русские кустари делали барабаны с поперечником от тринадцати до пятнадцати дюймов, тогда как их высота колебалась в пределах шести-семи дюймов. Однако, не в размерах дело. Важно, чтобы барабан звучал хорошо и давал то. что от него теперь требуется. Впрочем, размер барабана имеет иногда особое назначение.
Итак, современный малый или военный барабан состоит из котелка-кузова с совершенно отвесными стенками, имеющими иногда в середине опоясывающий их рубец-обруч. Оба среза котелка затянуты хорошо выделанной телячьей или, как в Англии, - овечьей кожей. Плотность кожи так же, как и её выделка имеет существенное значение для качества барабана. Слишком толстая или слишком тонкая кожа звучит скверно, не давая той остро-яркой звучности, какая должна быть свойственна барабану. Кожа, накрученная на деревянные обручики, - металлические делают звук резким и неприятным,-вставляется в котелок, укрепляется там и зажимается сквозными винтами, проходящими по внешней окружности барабана. Каждый такой винт-стержень заканчивается шляпкой квадратного сечения, позволяющего при помощи ключа подтягивать винты и, следовательно, подстраивать кожу, - то есть делать её более или менее упругой. Таких винтов-стержней обычно бывает восемь на европейских барабанах и десять-на американских.
Кожа, покрывающая обе поверхности барабана в русском обиходе никак не называется, тогда как французы, англичане и итальянцы именуют её особыми наименованиями. Кожа, по которой ударяют палочками, называется у французов- peau de batterie, или batter head по-английски и battitoia по-итальянски, а кожа, натянутая с противоположной стороны и снабжённая струнами, носит название -peau de timbre или Snare-head по-английски и по-итальянски-bordoniera. Натянутые на нижней поверхности кожи струны или металлические спиральки придают барабану свойственную ему трескучесть. Среди русских и советских учёных установилось мнение, что струн должно быть не больше четырёх, а спиралек- не больше шести, причём струны предпочтительнее спиралек, так как они звучат лучше и громче. Барабан, снабжённый спиральками, облегчает исполнение мелкой дроби в pianissimo, и звучность такого барабана отнюдь не лишена блеска и силы, но напротив, - в полном соответствии с размахом поперечника и, следовательно, в зависимости от объёма самого барабана,-достигает значительной мощности. Общее мнение, что барабан, снабжённый только одними спиральками, на большом расстоянии почти не слышен, - лишено оснований. Впрочем, для большей уверенности, иногда соединяют спиральки с жильными струнами и тогда натягивают две струны и четыре спиральки. Хорошо- и это или нет - сказать трудно, но в американских барабанах применяется уже «двойная перетяжка», заключающаяся в том, что набор из двенадцати струн протянут и под верхней кожей и под нижней. Наличие особого рычажка даёт возможность не только свободно управлять любым набором струн, но и вводить в действие любое их количество. Словом, эта особенность в устройстве барабана находится в полном и вполне свободном управлении современного исполнителя.
Как уже было замечено, присутствие струн сообщает барабану столь характерную для него трескучесть, возникающую от сотрясения струн. Это сотрясение, порождаемое ударами палочек по верхней плоскости кожи, передаётся затем через воздух, заключённый внутри барабана, нижней коже.
Наличие струн во многом также облегчает исполнение некоторых наиболее свойственных барабану приёмов. Напротив, их отсутствие делает звучание барабана тусклым, вялым и как бы звучащим «октавой ниже». Тем не менее, присутствие струн не всегда оказывается желательным. В тех случаях, когда требуется приглушить звучание барабана применяется, так называемая, «сурдина». Она представляет собою выточенную наподобие трости кларнета деревянную пластинку с просверленным у толстого конца отверстием. Это отверстие существует только для верёвочки, которой сурдина привязывается к барабану. Иначе «сурдину» легко можно было бы потерять и в нужную минуту её могло бы не оказаться под рукой. Впрочем, у исполнителей сурдина очень редко оказывается на месте и барабанщики, чаще всего, заменяют её простым носовым платком, вкладываемым между кожей и струнами. Легко согласиться, что подобные виды «сурдины», в качестве дополнительного приспособления барабана не приемлемы в современном оркестре. Поэтому, во избежание всяких неожиданностей на всех новейших барабанах применение сурдины достигается действием маленького рычажка, одним нажимом освобождающего все струны сразу. Это устройство, вполне тождественное действию сурдины в виде деревянной пластинки или носового платка, получило название «опущенных струн», что уже значительно точнее определяет существо дела. Здесь только надо заметить, что струны, отодвинутые от кожи любым из трёх способов, никак не отвечают на удары палочек и барабан действительно теряет свойственную ему «трескучесть». В нотах такой приём в прежнее время обозначался словами - аvес sourdine - «с сурдиной» или sans timbre-«без звука», «без треска», что в известной мере давало повод к различным кривотолкам, устранённым теперь более ясным определением. Вместо понятия avec sourdine или sans timbre, теперь пишут-avec les cordes relachees или по-итальянски - tamburo scordato. Иной раз эти определения заменяются немецким обозначением - mit schwach gespannten Saiten- «со слабо натянутыми струнами» или dumpf и даже schaff gespannt, что в основном преследует одну и ту же цель.
Другая звучность, - глухая, мрачная и острая,-особенно уместная в погребальных шествиях, в театральных сценах казни и в траурной музыке вообще, достигается иным путём. Струны барабана ни в коем случае не заглушаются и, тем более, не опускаются, но на верхнюю поверхность кожи набрасывается кусок плотной, хотя и не очень толстой ткани. Русские музыканты - исполнители на ударных инструментах, - советуют накладывать «платочек», а Берлиоз - кусок сукна, но лучше, конечно, такую ткань, которой удаётся сильнее срезать естественные колебания кожи. В нотах этот приём обозначается словами voile или coperto, что одинаково указывает на «покрытый барабан». В forte или fortissimo звучность «покрытого барабана» производит обычно потрясающее, совершенно неотразимое впечатление, особенно, если он применён вовремя. В piano, наоборот, прием voile теряет всю устрашающую остроту и приобретает лёгкость и стремительность, вполне уместную в каком-нибудь восточном шествии или пляске.
Наконец, наименьшая острота звука на барабане достигается сочетанием опущенных струн с накинутой на кожу «тряпочкой». Этот приём даёт изысканную,-достаточно гулкую и низкую звучность барабана, при которой, благодаря присутствию «тряпочки», почти не слышны удары палочек о кожу. Подобное заглушение барабана создаёт ощущение какой-то «фантастичности» и сближает его звучание с глубоким звуком некоторых восточных инструментов этого рода.
Звук на барабане извлекается двумя деревянными палочками с маслинообразными утолщениями на концах. Обычно применялась только одна разновидность палочек, тогда как теперь их существует шесть. Само собою разумеется, нет никакой необходимости пользоваться всеми существующими разновидностями палочек, но коль скоро они разнятся между собою весом, величиной наконечников и толщиной основания, исполнитель вправе избрать ту разновидность, какой ему удобнее пользоваться для того или иного оркестрового приёма. До сих пор, многие исполнители относились вполне равнодушно к разным видам палочек, но сейчас они по достоинству оценили все преимущества их и начали широко пользоваться ими. В виртуозной игре на барабане род палочек имеет далеко не последнее значение и если исполнитель-барабанщик действительно хочет быть во всеоружии знаний и мастерства,- он должен уделять им известное внимание. Так, для pianissimo применяются самые тонкие и лёгкие палочки с крохотными утолщениями на концах в виде маленьких продолговатых орешков. Эти палочки значительно облегчают игру исполнителя, так как он, получая возможность действовать руками вполне непринуждённо, отнюдь не зажимает кисти руки. В некоторых случаях, требующих особенно колючего и как бы «раздирающего» удара, исполнители заглушают ещё лёгкой тканью только кожу барабана и стараются играть тогда у самого края её.
При мощном fortissimo применяются очень большие и соответственно утолщённые палочки. Но поскольку исполнись часто не имеет возможности менять палочки во время игры, то наряду с указанными двумя разновидностями палочек, настоящий артист-исполнитель должен иметь промежуточную-«среднюю» разновидность, могущую служить наиболее гибким средством для воспроизведения всевозможных чрезвычайно разнообразных требований современной оперно-симфонической музыки,
Ноты для барабана так же, как и для всех прочих ударных инструментов без определённого звука пишутся «на нитке». Правда, не так ещё давно пользовались пятилинейным станом и ключом Sol и даже Fa, но теперь подобное изложение как и совместное письмо на одном и том же нотоносце двух или нескольких ударных инструментов, должно быть безусловно оставлено. Как известно, одна линейка занимает мало места и с точностью воспроизводит всё, что доступно современному барабану. В сущности говоря, вся «соль» барабанной техники сводится к произвольному чередованию основных и простейших ритмических построений, которых не так много. Но различных сочетаний этих «основных образований» бесконечное количество, и потому нет никакой необходимости изучать их все. Достаточно знать главное, а всё побочное станет ясным само собою.