Во второй половине минувшего XIX столетия, начальник музыкантской команды одного из пехотных полков французской армии Сарюс (18??-?) задумал создать семейство медных инструментов с двойным язычком. И действительно, в 1863 году, Сарюс .построил такую разновидность инструмента, которая помимо двойного язычка обладала коническим сечением и была наделена качествами, сближавшими её с фаготами, валторнами и подлинной «медью». Этот новый инструмент, получивший, подобно саксофону, имя своего строителя, обладает сильным, полным звуком на всём протяжении своего звукоряда и достаточно развитой техникой, резко отличающей его от медных инструментов с тождественным объёмом. Подобно своему предшественнику и образцу, семейство сарю-зофонов располагает семью разновидностями, которыми во Франции и Бельгии пользовались по преимуществу в хорах военной музыки. Некоторые из них давно уже канули в верность и почти забыты, другие - как-то ещё борются с известным предубеждением, возникшим вне указанных стран, и, наконец, третьи-еле-еле проникли в симфонический оркестр, где чувствуют себя не так прочно, как это могло бы быть в действительности.
Всё дело в том, что появление сарюзофона и шестидесятых годах прошлого столетия совпало с упорным стремлением усовершенствовать старинный контрафагот- Как уже известно, он был в то время достаточно жалким и убогим инструментом, едва способным толком двигаться в оркестре. Звучность его была грубая, «рыку подобная». скрипучая и неустойчивая. Автор никогда не был уверен, что такой контрафагот вовремя успеет извлечь свой звук и должным образом воспроизведёт написанное. Поэтому, возникновение сарюзофона, по крайней мере во Франции, было не только в какой-то мере оправдано, но и вполне своевременно по той причине, что оркестр действительно .нуждался в мощном, подвижном басе для деревянных духовых. Надо отдать справедливость, в первую минуту сарюзофон произвёл ошеломляющее впечатление. Французские музыканты поспешили напророчить сарюзофону «блестящее будущее» и, захлёбываясь от .восторга, распинались в восхвалении его качеств в то время ещё и не очень высоких, но в сравнении со старым контрафаготом - несомненных. Сарюзофон сразу выступил опасным соперником старинного контрафагота как в отношении способа извлечения звука и его большего напряжения в низких границах объёма, так, в особенности, и в отношении большей подвижности и технического совершенства. По своему строению сарюзофон принадлежал к широко-мензурным инструментам, снабжённым особенно широкими отверстиями, прикрытыми внушительными «тарелочками» клапанов. Расположение «клапанного механизма» на сарюзофоне вполне соответствует таковому же на гобое и в этом смысле чрезвычайно сходно с устройством саксофона. Устройство же низких разновидностей в известной мере было приближено к фаготу, что не вызывало, естественно, существенных осложнений при введении его в оркестр. Тем не менее, музыкантов раздражало звучанье сарюзофона и особенно способ извлечения звука. Сарюзофон очень гнусав, а звук, как будто запыхавшись, с силой вырывается из инструмента и создаёт впечатление странного потрескивания на губах. Правда, в руках опытных исполнителей, привыкших к своеобразным «повадкам» сарюзофона, все эти недостатки в значительной мере оказываются преодолимыми и не столь уже угрожающими.
Как и следовало ожидать, немцы, почитающие себя чуть ли не собственниками контрафагота, ухватились за эти «врождённые недостатки» сарюзофона и приложили все усилия к тому, чтобы в наикратчайший срок усовершенствовать контрафагот. Благодаря удачным изменениям, произведённым в соотношении числовых величин, Вильгельм Хэккель устранил недостатки прежнего контрафагота и добился значительной легкости в образовании звука, не говоря уже о точности и внушительности его. Оказались устранёнными также и все технические недостатки старого контрафагота, которые больше всего вредили его деятельности в оркестре. Таким образом, новый усовершенствованный контрафагот сразу пресек поступательное движение сарюзофона на Восток, которое, кстати сказать, внутри Франции искусственно, но весьма упорно поддерживалось рядом наиболее выдающихся композиторов. Нельзя не согласиться, однако, что попытки ввести сарюзофон в оркестр взамен контрафагота похожи скорее на «патриотическое обязательство», чем на подлинную необходимость, вызванную естественным развитием художественного замысла композитора.
Итак, всё объединение сарюзофонов представлено семью разновидностями. В этом смысле, также как и в отношении саксофонов, нет ещё полной договорённости, и некоторые авторы строят это семейство инструментов на несколько отличных основах. Но так или иначе, общим для всех представителей должно признать объём инструмента, простирающийся от си-бемоль малой октавы до ми-бемоль третьей. На новейших инструментах можно получить ещё две ступени вверху - ми-бекари фа, а в иных случаях даже фа-диез и соль третьей октавы, но эти дополнительные ступени являются скорее исключением, чем правилом. Вся последовательность сарюзофонов располагается подобно саксофонам на расстоянии квинт и кварт друг от друга и строится в Си-бемоль и Ми-бемоль с последующим транспонированием вниз. Ноты для сарюзофона пишутся по способу «единообразного письма» в ключе Сольi, за исключением контрабасового сарюзофона в До, - единственного, принятого пока в симфоническом оркестре. Только для этой разновидности условились пользоваться ключом Фа и писать ноты подобно контрафаготу - октавой выше их действительной звучности. Вот, как выглядит в нотах всё семейство сарюзофонов - сопрано, контральто, тенор, баритон, бас и контрабас.
Благодаря полноте своего звучания и большой подвижности в игре, контрабасовый сарюзофон мог бы оказать известные услуги оркестру в качестве надёжного и вполне устойчивого баса деревянных духовых. Но в действительности он не получил того распространения, о котором так хлопотали французские музыканты :во главе с Сэн-Сансом, и за пределы Франции он, в сущности, так и не вышел.
В соединении с виолончелями и контрабасами, сарюзофон создаёт впечатление гамбы органа или «нежной бомбарды», сообщая этим голосам оркестра весьма своеобразную напряжённость и нервозность. Тем не менее, лучшими звуками контрабасового сарюзофона остаются самые «глубокие низы» его. В техническом отношения он очень подвижен и устойчив, а forte и piano удаются ему превосходно, так же как и способность свободно владеть crescendo и diminuendo. Здесь же, однако, уместно заметить, что все звуки, расположенные выше си-бемоль большой октавы, в действительном звучании звучат очень посредственно я, делаясь суше и тщедушнее, начинают походить на «верхний регистр» фагота без той доли обаяния, которая присуща этому последнему.
Звук на контрабасовом сарюзофоне в До извлекается точно так же, как и на фаготе, но продолжительность дыхания, в сравнении с фаготом, значительно стеснена. На самых «низах» сарюзофон выдерживает в умеренном движении и в forte только два такта, а в piano-четыре. При быстро повторяющихся нотах, скорость движения может быть доведена до ста шестнадцати ударов на четверть, и продолжительность подобных построений» в зависимости от глубины звучания, соответственно увеличена. Таким образом, в самой низкой октаве продолжительность рисунка при указанной скорости движения не должна превышать двух четырёхчетвертовых тактов, в средней - трёх и в более высокой - четырёх. Само собою разумеется, все эти границы очень условны, но они являются той «золотой серединой», которая может оказаться общей для большинства исполнителей.
В техническом отношении контрабасовый сарюзофон оказывается не только достаточно подвижным инструментом, но и вполне совершенным. Устройство его «клапанного механизма» имеет много общего с фаготом и потому ему доступны все трели, исполнимые на фаготе. Они, даже в самых низких октавах, звучат вполне удовлетворительно. Словом, контрабасовым сарюзофоном можно пользоваться в отношении фагота точно так же, как контрабасом в отношении виолончели- В этом случае придётся только несколько упрощать .изложение партии, если её строение окажется непомерно сложным для столь низко расположенного инструмента.
В заключение остаётся заметить, что только две самых высоких разновидности сарюзофона - сопранино и сопрано, имеют прямые очертания, все же остальные представители семейства изогнуты наподобие тубы, но они значительно уже её и раструб их много меньше. Вне Франции и Бельгии сарюзофон не получил никакого распространения, да и в этих-то странах он обрёл ничтожное применение благодаря упорному заступничеству Сэн-Санса и Масснэ, которые не один раз пользовались в своём оркестре контрабасовым сарюзофоном в До.