Надо согласиться, что именно альтовая труба в Фа оказалась наименее удачной разновидностью обыкновенной трубы-сопрано. По сохранившемуся изустному .преданию, этот инструмент был построен по желанию Римского-Корсакова для применения в оперном оркестре в качестве «третьей» трубы. По его мнению, альтовая труба должна была продолжить вниз основной объём обыкновенной с тем, чтобы усилить и обогатить самые низкие звуки её, обычно немного слабые и не очень красивые. Альтовая труба строится в Фа, но в отличие от «старинной» трубы в Фа и подобно английскому рожку, звучит квинтой ниже написанного. Она располагает тремя вентилями, настроенными в установленном порядке, которые позволяют ей перемещать свой основной звукоряд шесть раз. Действительный звукоряд её простирается от си большой октавы до фа второй. Звуки, расположенные выше этого фа очень трудны для извлечения, мало привлекательны и звучат не очень хорошо.
В оркестре альтовая труба не получила должного признания. Причин этому обстоятельству может быть много, но наиболее вероятной следует признать чрезвычайное развитие технических возможностей тенор-басового тромбона и, отчасти, изобретение бас-трубы в си-бемоль, достоинства которой действительно оказались вне всяких похвал. Очень досадно, что композиторы её не заметили, а дирижёры отнеслись к ней более, чем враждебно.
В судьбе альтовой трубы, вернее-в её оркестровой деятельности, значительное влияние оказали два обстоятельства. Это относится, прежде всего, к действительному звучанию альтовой трубы, в большей степени напоминающему несколько глуховатую валторну, чем мужественный, звонкий тромбон. Звучность альтовой трубы помещается, таким образом, где-то в промежутке между ними, а в качестве низкого голоса семейства труб она отнюдь не удовлетворила поставленной перед ней задачи. Ничуть не меньшее влияние оказал и её не очень удачный объём. Нижняя квинта или октава,-собственно только из-за этой части звукоряда и имело смысл вводить её в оркестр,- при всех условиях оказалась не настолько ценной, чтобы её нельзя было бы восполнить басовой трубой или высоким тромбоном. В соло альтовая труба почти не появлялась, а в сочетании с трубами в качестве низкого голоса их объединения, она с успехом может быть заменена. Римский-Корсаков, правда, чрезвычайно настойчиво пользовался ею в оркестре некоторых своих произведений, начиная чуть ли не со Псковитянки. С ещё большим упорством он прививал любовь к альтовой трубе среди своих учеников и ближайших последователей, но ничто не смогло удержать этот инструмент от падения. На Западе она также получила ничтожное распространение и, пожалуй, даже ещё меньшее, поскольку совершенно не упоминается в трудах, посвящённых оркестру. Впрочем, среди западноевропейских композиторов только Лэош Яначек (1854-1928) обратил внимание на альтовую трубу и применил её в своей Симфониэтте, где в достаточно необычном количестве представлены все наиболее редкие представители «медного царства». Так, при девяти обыкновенных трубах ему понадобилось три альтовых трубы в Фа, играющих то все вместе одну общую партию, то разделяясь на три вполне самостоятельных голоса.