Медный духовой инструмент, введённый Рихардом Вагнером под именем басовой трубы, есть инструмент «мифический». Он никогда не существовал и в объёмах, предложенных Вагнером, никогда не будет существовать. Всё дело в том, говорит Геварт, что гениальный оркестратор «не отдавал себе достаточно ясного отчёта в естественных законах и .условиях, управляющих строением и игрой на инструментах с амбушюром. Вот почему немецкие мастера не могли построить» бас-трубу так, чтобы на ней «возможно было играть, не удаляясь от первоначальной идеи автора». Курт Закс несколько уточняет этот вопрос и говорит, что «настоящая басовая труба не может давать предписываемых Вагнером высоких нот», а Геварт приводит некоторые теоретические расчёты своего времени. В соответствии с ними басовая труба Вагнера, буде она была бы построенной в строе До и в полном согласии с его намерениями, имела бы длину близкую длине контрабасового тромбона, а звукоряд-в точности совпадающим с контрабасовым сакс-горном или бомбардоном в Си-бемоль низком. Её основная трубка, будучи узкой по мензуре, со своими добавочными имела бы длину свыше семи метров. Такая величина, естественно, не может дать должной полноты нижним ступеням звукоряда и, начиная с шестнадцатого гармонического призвука, препятствует извлечению самых высоких ступеней. Поэтому, в оркестре обычно прибегали к узко-мензурному тенор-горну, трубка которого была в большей своей части цилиндрической. Этот инструмент был в своё время в большом ходу в военных оркестрах Австрии и Баварии. Для нужд симфонического оркестра подлинная и ныне существующая современная басовая труба строится или в -кроне До или, что более принято, - в Си-бемоль.
Как известно, все акустические изъяны в построении натурального звукоряда были спустя некоторое время преодолены и теперь современная басовая труба отличается роскошной и благородной звучностью. Она напряжённа и сурова и, вместе с тем, очень выразительна и ровна почти на всём протяжении своего объёма. Вагнер писал для своей басовой трубы в трёх строях-в Ми-бемоль, Ре и До,-большой секстой, малой септимой и октавой ниже действительного звучания. Предлагая свои инструменты, он подразумевал огромный звукоряд от третьего до девятнадцатого, а на бас-трубе в До даже до двадцатого гармонического тона.
Рихард Вагнер, Вводя басовую трубу в оркестр Кольца Нибелунга, несомненно угадывал величествённую звучность этого несравненного инструмента. В данном случае не имеет существенного значения то обстоятельство, что замыслы Вагнера оказались вне своего выполнения. Достаточно и того, что среди обширного семейства медных духовых инструментов нашёлся в то время такой, которому партия бас-трубы оказалась вполне доступной. В настоящее время партия бас-трубы в Кольце Нибелунга на Западе исполняется на басовой трубе в До, а на Востоке - Си-бемоль. Само собою разумеется, первоначальное изложение Вагнера требует в таком ел чае соответствующего переложения.
Заканчивая на этом обзор бас-трубы по Вагнеру, следует в заключение заметить, что он использовал свой инструмент чрезвычайно широко, отнюдь не ограничиваясь только партиями соло. Для Рихарда Вагнера басовая труба была неотъемлемым сочленом «меди». Она то присоединялась в качестве нижней октавы к трубам, то составляла одно объединение с валторновыми тубами, то, наконец, действовала в любых иных сочетаниях с прочими участниками медных инструментов. Словом, Вагнер смотрел на басовую трубу, как на вполне самостоятельный и правомочный голос «меди», которому можно было доверять вполне ответственные партии.
Современная бас-труба, как было уже сказано, строится в строе До и Си-бемоль. Первый звучит октавой ниже написанного, а второй, подобно бас-кларнету, большой ноной ниже. Геварт считает, что басовая труба в этом обновлённом виде является простым высоким тромбоном с вентилями в очертании обыкновенной трубы. Оставляя стороне эту техническую подробность, можно только заметить, что современная бас-труба обладает именно теми звуковыми качествами, которых было сказано в самом начале. Если бы понадобилось более точное сравнение, то можно было бы оценить её как очень мягкий, певуч тромбон или очень мужественная, немного < крытая валторна.
Ноты для современной модернизированной бас-трубы пишутся только в ключе Соль. He большей ценностью обладают звуки низкого среднего участка звукоряда, которыми, в сущности, только и следует пользоваться. Верхние звуки значительно теряют в красоте, коль скоро становятся слишком жёсткими и напряжёнными. В оркестре на бас-трубе должен играть тромбонист, так как мундштук этого инструмента по своим размерам ближе подходит к мундштуку тромбона, чем обыкновенной трубы.