Можно с уверенностью сказать, что всё «египетское» в этих трубах свелось лишь к их участию в «Триумфальном марше» Аиды, заказанной Верди египетским хедивом Измаилом-пашой (1830-1863-1879-1895) и поставленной впервые в день открытия «Итальянской оперы» в Каире, в 1871 году. Эти трубы часто назывались просто фанфарами, но в качестве таковых никогда, повидимому, не применялись в войсках. Возможно, что ими пользовались точно так же, как воспользовался ими и Верди, то есть в основном -инструментом украшающим и с внешней стороны очень нарядным.
Инструмент, получивший столь громкое наименование египетских труб или «труб Аиды» и построенный Адольфом Саксом представляет собою очень длинную узкую трубу, имеющую некоторое сходство с древнеримской тубой-tuba romana. Эта труба-фанфара достигает ста пятидесяти пяти сантиметров в длину и располагает длинной конической трубкой, заканчивающейся красивым и не очень большим раструбом. В современных условиях египетская труба, на расстоянии сильно вытянутой руки исполнителя, имеет маленький овальный завиток с одним вентилем или пистоном, позволяющим перемещать основной звукоряд на целый тон вниз. Поскольку эти трубы были построены для участия в опере Аида, то им был присвоен тот строй, какой был нужен Верди. Этими строями оказались Си-бекар и Ля-бемоль. Звукоряд египетских труб чрезвычайно беден. Он охватывает среднюю часть натуральной гаммы, заключённую .между шестым и двенадцатым частичным тоном. В пределах этой октавы-от соль первой до соль второй октавы по письму,- египетская труба может получить только шесть натуральных ступеней, из которых звук фа-бекар - фа-диез придётся исключить, как «нестройный». При помощи только одного вентиля, приведённый звукоряд может быть понижен на целый тон, что при исключении «нестройного» звука одиннадцатого, породит последовательность из десяти ступеней, в нижней части которой окажется разрыв в объёме малой терции, а в средней - совпадение двух ступеней, звучащих вполне согласно друг с другом. Таким образом, действительный объём египетской трубы охватывает всего лишь восемь звуков, которыми автор при значительной доле подлинной изобретательности может только и пользоваться. Вот, как сказанное будет выглядеть в нотах по письму, где для ясности ступени основного звукоряда указаны белыми головками, а перемещённого - чёрными. В скобки заключены «совпадающие ступени». Возвращаясь теперь к партитуре Аиды, где эти трубы использованы с величайшим блеском и мастерством, не трудно представить себе их подлинные звукоряды в действительном звучании. Так, египетская труба в Си прозвучит полутоном ниже написанного, а египетская труба Ля-бемоль - большой терцией ниже, что при желании может быть записано также и в диезах. Итак, вот подлинный объём этих инструментов,- от ми - ре-бемоль первой октавы до фа-диез - ми-бемоль второй.
Что же должно теперь сказать о достоинствах этого инструмента? Египетские трубы звучат очень ярко и звонко. Они создают впечатление необычайного блеска и великолепия, но они совершенно лишены тонкой выразительности, которой от них, собственно, никогда и не требовали. Их назначение - придать музыке торжественность и довести её до высшей ступени возможного. Это условие египетские трубы выполняют с честью и порученные им задачи преодолевают вполне.
В связи с только что оказанным, любопытно напомнить, что создание «египетских труб» держалось в глубочайшей тайне вплоть до самого последнего дня, и все участники первого представления Аиды в Каире были искренне убеждены в том, что назначенные автором трубы являются лишь бутафорским украшением торжественного шествия египетского войска. Но когда эти трубы, размещённые с обеих сторон сцены, неожиданно заиграли на генеральной репетиции, то изумлению присутствовавших не было предела. Успех нововведения Верди был не только потрясающим, но и просто колоссальным.
В оркестре египетские трубы были применены только один раз - во втором действии Аиды. Второго равноценного случая их использования пока ещё не известно. Кстати, Верди не решился воспользоваться только двумя трубами не потому, что они звучали бы не очень ярко, а только потому, что сценически это было бы не очень красиво. Как известно, в Аиде три фанфариста становятся с левой стороны сцены, и три-с правой. Однако, это указание автора часто нарушается.