Мысль переделать обыкновенную тубу с целью получения в Кольце Нибелунга звучности, долженствующей выступать в тех местах, где воспроизводятся обстоятельства величайшей приподнятости и красочности, принадлежит Рихарду Вагнеру. Эта удачная попытка имела в виду приблизить тубу к такому роду инструментов, которые по своей «стихийности» были бы близки к тому, что может быть достигнуто при содействии тубы, но и без свойственной ей грубости и неуклюжести. Из этих соображений он заказал «квартет» из четырёх туб - двух теноровых в Си-бемоль и двух басовых в Фа, хотя способ их нотирования у Вагнера признан теперь не только неправильным, но и изобличающим самого автора в неверном понимании сущности этих инструментов.
Мензура у валторновых туб в первой своей части вполне соответствует валторне, тогда как во второй - совпадает с тенорхорном. Трубка в целом имеет коническое сечение, а самый инструмент - овальные очертания, принятые для всех низких представителей семейства флюгельхорнов. Мундштук ничем не отличается от валторнового, а число вентилей, предназначенных для левой руки, равно четырём. Фоансуа-Огюст Геварт считает, что Вагнер, «изобретая квартет туб, руководствовался идеей, породившей семейство саксотромб», то есть стремлением, «обогатить ансамбль медных инструментов звучностью родственной валторне, но более сильной и более способной сливаться с блестящим хором труб и тромбонов». Надо думать, что это заключение Геварта, правильное по существу, грешит только в одном - Вагнер, несомненно, не имел в виду саксотромб, изобретённых Адольфом Саксом и не получивших не только никакого применения в оркестре, но и не добившихся даже должного признания среди наиболее передовой части музыкантов. Французские учёные и в том числе Геварт из чисто «патриотических побуждений» старались искусственно раздуть значение этих ненужных и явно неудавшихся инструментов и всячески умалить значение вагнеровского нововведения.
Расположение вентильного устройства с левой стороны и воронкообразный мундштук,-известно, что флюгельхорны пользуются чашеобразным мундштуком,-свидетельствует, что этот новый инструмент был создан для валторнистов, и что он должен быть пригоден для всех, свойственных валторне, тонкостей игры. Об этом же достаточно ясно говорит и точное предписание самого Вагнера, требовавшего чтобы на всех четырех инструментах играли только валторнисты. Кроме того, мензура тенорхорна и четыре вентиля, ясно указывают на желание получить самые низкие ступени звукоряда. На современных «вагнеровских тубах» все четыре вентиля настроены обычным способом - на тон, полутон, малую терцию и чистую кварту, тогда как ещё не так давно думали, что четвёртый вентиль теноровой тубы настроен на два тона, а третий и четвёртый басовой тубы- на два и два с половиной тона. Спорить против такого утверждения, конечно, не приходится, коль скоро оно действительно могло иметь место, но затем было оставлено, как не очень удобное.
Все свои инструменты Вагнер пишет двояко, что не только создаёт значительную путаницу при их прочтении, но и явно указывает на неустойчивость взглядов самого композитора. Следуя его указаниям, теноровые тубы. Си-бемоль написанные в ключах Соль и Фа, звучат большой секундой ниже. Эти же теноровые тубы, неправильно помеченные в строе Ми-бемоль, звучат большой секстой ниже, если изложены в ключе Соль, и читаются малой терцией выше, если записаны в ключе Фа. Другими словами, основной звукоряд их нотируется по способу, принятому для натуральных валторн в Ми-бемоль с теми условностями, которые уже известны в отношении чтения ключей. Что же касается басовых туб, то правильным строем должно признать расовые тубы в Fa и неправильным-в Си-бемоль. Вагнер пишет их подобно соответствующим валторнам в Фа и Си-бемоль низком. Следовательно, в ключе Соль ноты читаются большой ноной ниже написанного при кроне в Си-бемоль и чистой квинтой ниже написанного при кроне Фа, тогда как при действии ключа Фа, басовая туба в Си-бемоль читается большой секундой ниже, а в строе Фа - чистой квартой выше написанного.
Приведённый способ нотной записи создаёт значительные затруднения при чтении валторновых туб у Вагнера, что, кстати сказать, решительно ничем не вызвано и не оправдано. По этому поводу сам Вагнер, в примечании к оркестровой партитуре Валькирии, говорит, что как «в этой партитуре, так и в последующих, теноровые тубы йотированы в Ми-бемоль, а басовые в Си-бемоль, потому что автор счёл такой способ йотирования более удобным, особенно для чтения. Тем не менее, при переписке голосов следует сохранить .тональности, соответствующие характеру инструмента - строй Си-бемоль для теноровых туб и Фа - для басовых». Расписываясь в собственном заблуждении, Вагнер даёт вполне справедливый повод Геварту весьма ехидно заметить-«признаюсь, мне совершенно непонятно, почему одно из этих предложений предпочитается, для облегчения, другому, и я не могу отрешиться от мысли, что немецкие музыканты на самом деле играют партии туб на Alt-horner в Ми-бемоль, и на Euphonion в Си-бемоль то есть на альтовых и басовых саксхорнах».
В настоящее время твердо установлен крон Си-бемоль для теноровых туб и крон Фа для басовых. И в том и другом случае ноты пишутся только в ключе Соль с последующим транспонированием на большую секунду вниз теноровых туб в Си-бемоль, и на чистую квинту вниз басовых туб в Фа. Действительный объём валторновых или «вагнеровских» туб простирается у теноровых туб от си-бемоль большой октавы до фа второй, а у басовых туб - от фа большой до соль первой, .не считая установленных перемещений при действии вентилей. Их участие даст, следовательно, увеличение звукоряда внизу на уменьшенную квинту, до ми-бекар большой октавы для теноровой тубы в Си-бемоль и до си-бекар контроктавы для басовой тубы в Фа. Курт Закс первоначально держался общепринятого объёма валторновых туб, но затем неожиданно изменил своё мнение и указал новый, совершенно невероятный объём этих инструментов, уклоняясь при этом от каких бы то ни было разъяснении. Он полагает, очевидно, возможным извлечение основного тона натуральной гаммы, что в действительности оказывается совершенно неосуществимым. Когда же ему однажды задали вопрос - возможно ли это, то он ответил, что «не помнит, как это было -на самом деле, хотя кажется ему играли именно эти звуки»... Пусть будет так. Но приводя свои объёмы валторновых туб, он вместе с тем высказывает .мысль, что .вагнеровская нотация неправильна, хотя всё-таки воздерживается от прямого определения точной орфографии и по сути дела оставляет этот вопрос открытым. Вот действительный объём валторновых туб по Курту Заксу, приводимый им в книге Die modernen Musikinstriimente.
Здесь же попутно любопытно заметить, что в своей последней работе The History of Musical Instruments, изданной в Нью-Йорке в 1940 году, Курт Закс не только не отказался от этого «фантастического» объёма валторновых туб, но даже увеличил верхнюю границу теноровой тубы на малую терцию вверх и довёл её до fa второй октавы в действительном звучании.
Более поздние, а потому и более точные данные о «вагнеровских» тубах дают авторы труда Musik-Instrumentenkunde in Wort und Blld - Эмиль Тёйхэрт (1858-1928) и Эрхард-Вальтэр Хаупт (18??-19??). Они полагают правильным только единообразное письмо с последующим транспонированием вниз - для теноровых туб в Си-бемоль на большую секунду и для басовых туб в Фа на чистую квинту. Вагнеровское письмо - октавой ниже в басовом ключе - они считают ошибочным, так же впрочем, как и строй МИ-бемоль, для теноровой тубы и строй Си-бемоль - для басовой. По поводу этих разновидностей валторновой тубы они вообще воздерживаются от всяких высказываний. Очевидно, они полагают их не существующими в оркестре.
Как было уже замечено, играют на теноровых и басовых тубах при помощи валторновых мундштуков, способствующих большей округлости и мягкости звука. Три или четыре вентиля,- четвёртый в этом случае может быть настроен различно либо на два с половиной тона, либо даже на три,- лают полную последовательность семи или одиннадцати перемещений основного звукоряда, считая и исходное положение его. Квартет четырёх валторновых туб,-двух теноровых в Си-бемоль и двух басовых в Фа, - обладает превосходной звучностью, занимающей промежуточную ступень между валторнами и обыкновенной тубой. Он звучит очень напряжённо, мощно и сурово в forte и сосредоточенно-выразительно, несколько угрюмо и жёстко в piano. Сочетание с тубой, называемой Вагнером контрабасовой, даёт очень богатое красками звучание, которое отнюдь не теряет в прелести и от сочетания с прочими представителями медного объединения - тромбонами, трубами и даже валторнами.
К сожалению, предприятие Рихарда Вагнера не встретило должного признания и нашло значительно меньше подражателей, чем можно было ожидать. Роскошная звучность валторновых туб заслуживала бы большего внимания со стороны композиторов, искавших не раз новых и действительно свежих звучностей. Надо думать, что причина этого обстоятельства скрыта в том. что валторновые тубы, будучи использованы отдельно, много теряют в блеске и красоте звучания. Применённые же в виде «квартета», они предоставляют в распоряжение композитора богатейшие средства музыкальной выразительности, но одновременно ставят его в чрезвычайно затруднительное положение. Автор должен либо совершенно отказываться от участия валторн на более или менее продолжительный промежуток времени, либо его оркестр должен располагать восемью исполнителями, из которых первые четверо были бы связаны с валторнами, а вторые-всё время чередовались бы, играя то на валторнах, то на тубах. Именно таким образом поступил Вагнер, имея в своём распоряжении восемь валторн, что в современных условиях оказывается и не очень удобным, да и не очень желанным, так как при всех условиях перегружает оркестр «плотной» звучностью или одного, или другого объединения.